Ирина Ананина Все статьи автора
30 мая 2018, 23:37 711

Не место для мытья

Автомойки в паркингах жилых домов — это удобная опция для жильцов, однако лишняя статья расходов для застройщиков. Поэтому пока что подобные "бонусы" больше характерны для Запада, чем для Петербурга.

Организация автомойки в подземном паркинге — это довольно трудоемкое занятие для девелопера. Во–первых, подобная опция требует дополнительных финансовых затрат, во–вторых, возникают определенные сложности при проектировании объекта.

"Если по каким–то причинам застройщик хочет впоследствии разместить в подземном паркинге автомойку, такую возможность необходимо предусмотреть на этапе проектирования, так как для этого потребуется ливневая канализация, подвод воды, хорошая вентиляция и дополнительные технические помещения. Если это не запроектировать, организовать мойку будет проблематично, если такая возможность вообще сохранится", — поясняет основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.

Для проектов масс–маркета размещение автомоек в подземных паркингах было бы практичным решением и востребованной услугой, однако жители таких домов, скорее всего, не обеспечат должный поток клиентов для поддержания рентабельности работы, считает руководитель маркетинга и аналитики "Лаборатории метров" Елизавета Яковлева. "Тем более что подземное сооружение удорожает само строительство, ко всему прочему ужесточатся требования по вопросам пожарной безопасности. Поэтому размещение автомоек в подземных паркингах можно считать нецелесообразным", — добавила она.

Удобство требует жертв

Эксперты отмечают, что сегодня определение назначения всех вспомогательных и коммерческих помещений в проектах жилой застройки дается с большим трудом — застройщики на этапе проектирования, как правило, не могут сформулировать точные технические задания, где будет магазин, где кафе, где банк. "До автомойки в паркинге не доходит никто, — говорит Евгений Богданов. — По крайней мере в моей практике таких случаев не было. При этом на Западе в любом крупном торговом комплексе или общественном паркинге такие помещения предусмотрены".

Директор по продажам компании "Строительный трест" Сергей Степанов также считает, что организация автомойки создает слишком много проблем девелоперу. "Мы не делаем автомойки в подземных паркингах. Дополнительные расходы в виде проектирования и организации мойки неизбежно отражаются на экономике проекта, ведь себестоимость строительства подземной парковки достаточно велика", — отмечает Степанов. По его мнению, автомойки в паркингах жилых домов могут быть востребованы, но не более, чем мойки, расположенные на подземных парковках торговых центров.

Основная преграда для создания автомойки в подземном паркинге на территории ЖК — непредусмотренная при строительстве техническая канализация. При классической мойке автомобиля с использованием воды применяются химикаты, сток которых в бытовую канализацию невозможен. Управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Катерина Соболева вспоминает, что в свое время в Москве был придуман способ так называемой сухой мойки: на поверхность автомобиля наносится гель, который после стирается сухой губкой вместе со всеми загрязнениями, оставляя эффект полировки на чистой эмали. "Нам известно, что на территории ЖК "Северная долина" от "Главстроя–СПб" была арендована небольшая площадь, буквально одно машино–место, на территории подземного паркинга, где была открыта возможность "сухой автомойки" по этой технологии. К сожалению, бизнес не смог найти достаточно количество клиентов и прекратил свое существование", — рассказала Катерина Соболева.

Бизнес не для всех

По мнению Катерины Соболевой, автомойка в подземном паркинге была бы очень уместна и востребована в комплексах бизнес– и элит–классов, во всяком случае с достаточным количеством квартир во всем комплексе — в совсем камерных проектах просто не окажется достаточного для окупаемости бизнеса количества клиентов. "Нам не известно ни одного примера существования автомойки во встроенном паркинге на территории ЖК в Петербурге", — добавила она.

В то же время Евгений Богданов считает, что с точки зрения бытовой логики автомойки обязательно должны быть в подземных паркингах — это экономит жителям массу времени. Вы можете приехать домой, отдать консьержу мойки ключи, за ночь вашу машину помоют и поставят на место. Например, в Москве есть несколько таких автомоек в паркингах жилых домов, однако в Петербурге эта практика не распространена.

С другой стороны, такие автомойки будут отдельным бизнесом, не относящимся к бизнесу застройщика. И инвесторы, желающие запустить подобный проект, должны сами лоббировать свои интересы, потому что застройщики подобной инициативы не проявляют. "Где такой инвестор сможет взять информацию о новом проекте, который находится в стадии проектирования, тоже неясно. Это коммерческая тайна. А после выхода проекта из экспертизы, когда информация о нем становится публичной, время уже упущено. Кроме того, подземные паркинги сегодня заполняются очень долго. А при открытии любого бизнеса он должен работать сразу, чтобы как можно быстрее окупить вложенные инвестиции. Отчасти поэтому у нас пока нет спроса на такие проекты", — резюмировал эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама