Десять бизнес–крахов

За 25 лет в Петербурге было немало историй краха компаний из числа крупнейших на своем рынке. "ДП" выбрал десять самых громких падений.

Алкогольный холдинг "Веда", основанный бизнесменом Кириллом Рагозиным, бывшим на тот момент депутатом Госдумы РФ, в середине 2000–х годов был одним из лидеров водочного рынка России. В 2005 году компания занимала около 6% российского рынка. Для сравнения: такие же позиции имел московский завод "Кристалл". Основные марки "Веды" — "Русский размер", "Вальс Бостон", "Матрица".
В начале 2000 годов алкогольный холдинг начал развивать еще два направления: коммерческую недвижимость и производство стеклянной тары.
Про Кирилла Рагозина знакомые говорили, что благодаря харизме и дару убеждения он мог получить любые лакомые куски недвижимости не только в Петербурге, но и по всей России. Например, "Веда" выкупила дом на одной из петербургских набережных и начала строить там бизнес–центр "Веда–Хаус". Затем приобрела права на знаменитый долгострой, который называли "яма у Московского вокзала" — котлован, оставшийся от грандиозных планов РАО "ВСМ". На месте ямы Кирилл Рагозин планировалось возвести торгово–развлекательный центр.
В 2005 году основатель "Веды" трагически погиб: катался на снегоходе по Финскому заливу, под ним треснул лед.
Младшему партнеру Рагозина Александру Матту, практически не участвовавшему в тот период в операционной деятельности холдинга, пришлось брать управление компанией в свои руки. Однако он так и не смог удержать холдинг на плаву.
Начиная с 2008 года все компании, входящие в холдинг, постепенно обанкротились.
До 2008 года рынок бананов в России контролировали три петербургских импортера бананов и экзотических фруктов (все основаны в 1990–х годах): JFC (основной владелец — Владимир Кехман), "Сорус" Валерия Линецкого и "Санвэй–Групп" Шалми Беньяминова.
Суммарно три импортера занимали около 75% поставок бананов в Россию: у JFC было около 40%, у "Сорус" и "Санвэй" — по 20%.
Из–за высокой кредитной нагрузки в кризис 2008 года первой не выдержала "Сорус", допустив дефолт по выплате купонного дохода по одному из своих облигационных займов. В компании начался процесс банкротства. Следующей стала банкротиться "Санвэй–Групп". В экономически тяжелые 2008–2009 годы компании не смогли обслуживать многочисленные кредиты, а выдавать им новые банки оказались не готовы.
На тот момент основной владелец JFC Владимир Кехман танцевал на костях конкурентов. Бизнесмен написал заявление в Генпрокуратуру РФ, в котором просил проверить действия "Санвэй" на наличие признаков преступлений по статьям "мошенничество" и "фиктивное банкротство". Однако спустя 3 года на банкротство подала и JFC. Крупнейший импортер бананов, как и его конкуренты, не смог обслуживать многочисленные кредиты. Компания сообщила, что ее проблемы связаны с "арабской весной" (беспорядки привели к потере поставщиков) и последствиями кризиса 2008–2009 годов.
Процесс банкротства JFC и лично Владимира Кехмана длится до сих пор. Доли трех игроков распределились между большим количеством импортеров.
Автохолдинг "РРТ" — головная компания холдинга, основанного в 2002 году петербургским миллиардером Олегом Барабановым. До 2014 года включал 26 автоцентров в 11 российских городах, был дилером Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Hyundai, Cadillac.
Олег Барабанов (в Рейтинге миллиардеров "ДП" занимает 162–ю строчку, 4,2 млрд рублей) — успешный пример бизнесмена, который смог вытащить свой бизнес из крупного банкротства.
Автохолдинг начал банкротиться в 2014 году, не выдержав высокой кредитной нагрузки на фоне падающего рынка автомобилей. Параллельно Олег Барабанов, получивший иск о личном банкротстве на общую сумму 14 млрд рублей, умудрился заключить с кредиторами мировое соглашение, выплатив всего 34 млн рублей. Накануне банкротства он поделил бизнес со своим партнером Андреем Ивойловым, у которого доля в РРТ составляла 7%.
Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал продавать там машины GM под брендом "Р — Моторс". До 2016 года включительно Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали банкротящиеся автоцентры РРТ и получали новые франшизы. В итоге Андрей Ивойлов сформировал Объединенную автомобильную корпорацию (ОАК). В 2017 году Барабанов снова вернулся в автобизнес, выкупив ОАК у Андрея Ивойлова.
В настоящее время Олег Барабанов также является советником председателя правления банка "Санкт–Петербург".
Три партнера Николай Кичиджи, Алексей Угаркин и Роман Яворский в 1997 году основали ЗАО "Спецобслуживание". Компания занималась обеспечением школ и детских садов продуктами питания.
Позднее бизнесмены решили заняться розничной торговлей и начали открывать в спальных районах магазины по продаже детских товаров "Здоровый малыш". В 2010 году ЗАО "Спецобслуживание" купило конкурирующую сеть "Дети". Созданной группой компаний "Дети" партнеры владели в равных долях. Позже бизнесмены дополнили группу новыми розничными сетями — "Мама", TOY Store, "Аптечка" и детскими парикмахерскими "Фигли — Мигли". Также партнеры владели четырехэтажным магазином премиального класса Kids Palace, развивали по франшизе премиальную сеть Orchestra и занимались производством детской обуви под ТМ KidTex.
Оборот только розничного бизнеса (компания занималась также оптом) по итогам 2014 года превысил 25 млрд рублей. ГК "Дети" была в России вторым игроком среди детских сетей после ГК "Детский мир".
Однако весь бизнес рухнул в 2015–2016 годах из–за акционерного конфликта, в результате которого по одну сторону стороны баррикад оказались Роман Яворский и Алексей Угаркин, а по другую Николай Кичиджи. Партнеры не договорились о стратегии развития. Два учредителя хотели стремительного развития, для чего требовались заемные средства, а третий предпочитал более сдержанные темпы. В результате все компании группы банкротятся, учредители судятся друг с другом, а магазины закрыты.
Петербургский предприниматель Александр Кац, окончивший в 1983 году Политехнический институт, в 1992–м вместе с приятелями открыл первый магазин по продаже стройматериалов. Спустя 10 лет компания превратилась в успешный бизнес: сеть магазинов "Дом Лаверна" и оптовое подразделение, которое приносило до 85% выручки. В лучшие годы ГК "Лаверна" генерировала до $800 млн годового оборота, а география оптовых поставок охватывала всю Россию.
В 1997 году Александр Кац стал совладельцем сети "Максидом", однако в 2003–м продал свою долю, чтобы в 2004 году запустить новую сеть в формате housekeeping (все, что необходимо в домашнем хозяйстве после ремонта и покупки мебели) "Санта Хаус". Ассортимент одного магазина насчитывал 50 тыс. наименований, один только отдел постельного белья насчитывал до 3 тыс. наименований. К проекту привлекли портфельного инвестора УК "Тройка диалог", которая дала $40 млн на развитие. Однако проект оказался убыточным: то ли концепция неудачная, то ли кризис подкосил, говорили тогда участники рынка.
В 2010 году все 20 гипермаркетов "Санта Хаус" в России закрылись. В 2011 году начала банкротиться и сеть "Лаверна". Ее долги перед партнерами достигали 4 млрд рублей, из которых 2,5 млрд — долги перед Сбербанком. В итоге оптовое подразделение "Лаверны" прекратило работу, а бренд перекупила компания "ДЛ — Декор", за которой, как считали на рынке, стоял Александр Кац. Но сеть на плаву не удержалась и в этом году закрыла последние магазины.
"Осло Марин Групп" (ОМГ) Виталия Архангельского выросла из страховой компании "Скандинавия", которую он создал в 1999 году. В середине 2000–х компания превратилась в крупный многопрофильный холдинг. Группа включала, кроме страхового бизнеса, порты Выборгский, Западный терминал, Онега, собственный торговый флот, а также земельный банк для реализации девелоперских проектов в Ленинградской области.
В разгар кризиса 2009 года бизнесмен не смог вернуть банку "Санкт–Петербург" около 4 млрд рублей. После этого банк на некоторое время получил контроль над активами группы. Впоследствии "Скандинавия" потеряла клиентов и лицензию, а Западный терминал — грузоотправителей и статус таможенной зоны. Почти все их имущество было распродано. C начала конфликта с банком в 2010 году Виталий Архангельский с семьей переехал во Францию, где и проживает до сих пор. Там он развернул кампанию по дискредитации главы банка "Санкт–Петербург" Александра Савельева, потребовав от французского суда запретить ему въезд в Европу и привлечь к уголовной ответственности за подделку документов. Также он винил в свои проблемах экс–главу ГУВД Владислава Пиотровского и экс–губернатора Петербурга Валентину Матвиенко. Вторым кредитором ОМГ был банк "Возрождение" с кредитом на 5 млрд рублей. В 2016 году долг банка выкупила компания "Облия", которая подала иск о признании Архангельского банкротом и в 2017 году выиграла его. Имущество должны были продать в уплату долга перед "Облией", его размер 3,43 млрд рублей.
Основанный с нуля в 1994 году Артуром Кириленко и эксцентричным предпринимателем Сергеем Полонским "Строймонтаж" к 2008 году смог стать одной из крупнейших строительных компаний города. Им были построены такие заметные объекты, как БЦ "Монблан", "Петровский форт", первый элитный комплекс на Крестовском острове "Пятый элемент" и пр. В 2004 году партнеры разделили бизнес по городам: Полонский стал основным владельцем Mirax Group в Москве, а Артур Кириленко получил 90% "Строймонтажа". К 2008 году объем построенного компанией жилья превышает 800 тыс. м2, а объем коммерческих площадей — 60 тыс. м2.
Однако в ходе экономического кризиса 2008–2010 годов компания не смогла договориться с кредиторами, основным из которых был Балтийский банк. В 2010 году в "Строймонтаже" было введено конкурсное производство, в июле 2015–го завершена процедура ликвидации.
Согласно легенде, Сергей Снопок начал свой топливный бизнес, однажды получив железнодорожную цистерну дизельного топлива в качестве платы за оказанные юридические услуги. В 1991 году вместе с Владимиром Хильченко он основал компанию "Фаэтон". К 2009 году компания контролировала около 20% рынка розничной торговли светлыми нефтепродуктами в Петербурге и Ленобласти и включала сеть из 51 АЗС.
Однако в 2009 году, на волне кризиса, компания подает иск о собственном банкротстве, к ней выстраивается очередь из кредиторов, и выясняется, что размер долга перед банковскими структурами составляет более 7 млрд рублей. С тех пор имущество "Фаэтона" потихоньку переходит к ним, в компании регулярно проходят обыски, но она тем не менее продолжает вести операционную деятельность.
Александр Гетельсон основал Восточно–Европейскую финансовую корпорацию (ОАО "ВЕФК") в 2003 году. В нее вошли восемь банков, среди которых Инкасбанк, Выборг–банк, Петро–Аэро–банк, Рускобанк. Позже корпорация вышла на федеральный уровень.
В 2008 году Банк ВЕФК вошел в топ–40 по сумме чистых активов (75,5 млрд рублей) и топ–50 по размеру капитала (7,8 млрд рублей).
На 1 сентября 2008 года на депозитах банка лежало 28,7 млрд рублей, однако осенью начался отток средств, и на начало сентября они составляли 19,9 млрд рублей.
Банк начал задерживать клиентские платежи, физлица могли снимать деньги с вкладов, только предварительно записавшись в очередь. Руководство банка так и не смогло решить свои проблемы.
Банк России и АСВ осенью 2008 года начали санацию Банка ВЕФК. На его оздоровление было потрачено около 50 млрд рублей, сообщали СМИ. Однако инвестора никак не могли найти, в банковских кругах говорили, что у банка плохое качество активов.
В 2009 году на Александра Гетельсона завели несколько уголовных дел, обвиняя его в мошеннических схемах и хищении средств, а сумма претензий превысила 6 млрд рублей.
В 2010 году СКР объявил Гительсона в международный розыск. В 2011 году Мещанский районный суд заочно приговорил банкира к 5 годам лишения свободы за хищение 495 млн рублей у депутата Госдумы Аднана Музыкоева. В апреле 2013 году Александра Гительсон был задержан в Австрии, в декабре экстрадирован в Россию.
В первой половине 2000–х годов "Евросервис" Константина Мирели был одной из крупнейших агропромышленных групп России. По оценкам СМИ, на тот момент Константин занимал 129–е место среди богатейших людей России ($0,75 млрд).
В ГК "Евросеврис" входили три крупные компании: ОАО "Аграрно–зерновая компания" (28 агрофирм, в собственности 17 тыс. га), ОАО "Сахарная компания" (40 предприятий, около 15% рынка сахара в России) и ОАО "Мясная компания" (10 компаний, 25% рынка поставки куриных окорочков в Россию). "Евросервис" имел собственные элеваторы, сахарные, молочные заводы, на Украине владел шестью сахарными заводами, восемью агрофирмами, двумя макаронными фабриками и комбинатом хлебопродуктов. В 2005 году оборот ГК "Евросервис" превысил $700 млн. В 2006 году ОАО "Сахарная компания" разместило дебютный облигационный заем на сумму 2 млрд рублей. Полученные средства были направлены на закупку сырья (свеклы) и техническое переоснащение сахарных заводов. Константин Мирели в 2007 году неоднократно заявлял о планах выхода на IPO.
Однако в 2008 году многие компании, входящие в агрохолдинг, начали банкротиться. Бизнесмен не смог справиться с высокой долговой нагрузкой. В 2008 году долги ГК "Евросервис" оценивались в $700 млн.
В 2008 году Константин Мирели, испугавшись, видимо, кредиторов, уехал в Израиль, где уже жил его отец Михаил Мирилашвили — старший, и пытался урегулировать ситуацию на расстоянии. Но спасти бизнес не удалось. Сейчас он живет в Израиле.