Ради прогресса и экономического роста российской федеральной власти стоит передать побольше полномочий регионам и бизнесу. Об этом говорили участники Петербургского международного экономического форума на деловом завтраке Сбербанка РФ «Новая экономическая повестка (НЭП): что, как, кто?».
Для затравки глава Сбербанка Герман Греф задал участникам встречи провокационный вопрос о том, достижимы ли цели, обозначенные в послании Федеральному собранию и майском указе президента РФ Владимира Путина. Среди этих целей — рост в ближайшие 6 лет (срок полномочий вновь избранного президента) ВВП на душу населения в 1,5 раза. А также вхождение России в топ-5 экономик мира, достижение темпов роста ВВП выше среднемировых, доведение объемов несырьевого неэнергетического экспорта до $250 млрд в год, рост производительности труда на 5% в год, увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% (пока 21,5%), уменьшение бедности вдвое (что дало повод для многочисленных язвительных шуток об истреблении бедных), увеличение продолжительности жизни до 78 лет (пока 72,5) и т. д.
Не нужен нам рывок турецкий
Еще одной провокацией во вступительном слове хозяина завтрака стало упоминание резкого скачка экономики Турции, которая в прошлом году за счет налоговых льгот и госгарантий показала подъем на уровне 7,4%, тогда как самые оптимистичные прогнозисты предсказывали ей рост в пределах 4%.
Такое сравнение сильно задело членов правительства. Антон Силуанов, первый зампредседателя правительства и министр финансов РФ, заявил, что турецкий вариант экономического роста для России не подходит, потому что после прошлогоднего роста в этом году там наблюдается резкое увеличение госдолга, девальвация лиры и замедление роста ВВП. «То есть это быстрая накачка с последующим спадом. Нам такой рост не нужен», — сказал как отрезал министр.
Максим Орешкин, министр экономического развития РФ, также оказался резко против идеи равняться на Турцию. «Приводить в пример экономику, где за неделю валюта дешевеет на 10%, центральный банк резко повышает ставку на 300 базисных пунктов, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, инфляция достигает 12%, а дефицит текущего счета — $70 млрд, — это странно», — попенял он Герману Грефу.
Сломать, чтобы построить
Как считает Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы при Минфине РФ, некоторые из целей, например снижение вдвое числа бедных граждан и улучшение жилищных условий как минимум 5 млн семей в год, достижимы, поскольку это вопрос ресурсов и приоритетов, а ресурсы есть и приоритеты объявлены. А вот что касается второй группы целей, связанных с развитием экономики, здесь есть очень серьезные проблемы. Например, росту российской экономики мешают демографические тренды — страна вступила в длительную полосу сокращения численности рабочей силы. Этот тормозящий фактор будет проявляться, как только Россия достигнет темпов роста экономики 2-2,5% в год. Для превышения этого порога понадобятся серьезные реформы.
К другим факторам, ограничивающим подъем российской экономики, Евсей Гурвич отнес международные санкции и нестабильные цены на нефть. Но все эти преграды, по мнению эксперта, преодолимы, если страна будет готова приложить сверхусилия, провести радикальные реформы. Речь не идет о простом наращивании инвестиций в инфраструктуру и доведении доли инвестиций в ВВП до 27%, подчеркнул Гурвич. Нужно радикально улучшить инвестиционный климат. Один из способов сделать это — запустить механизм созидательного разрушения. То есть оказаться от поддержки наиболее слабых и неконкурентоспособных игроков рынка, чтобы на их место могли прийти новые, здоровые и энергичные, игроки.
Надо делиться полномочиями
Необходимость реформ уже много лет является очевидной для российского истеблишмента, судя по дискуссиям на предыдущих и нынешнем экономических форумах. Поэтому организованное на деловом завтраке голосование по вопросу «Какой риск вы считаете ключевым для развития экономики в ближайшие 5-7 лет?» дало предсказуемый результат: вариант «откладывание реформ» набрал более 60% голосов, а остальные варианты (падение цен на нефть, ужесточение санкций и мировой финансовый кризис), соответственно, меньше 40%. В конце делового завтрака его участникам, среди которых, кроме чиновников, было много бизнесменов, известных теле- и радиожурналистов и т. д., был задан еще один вопрос: «Какая реформа является приоритетной для экономического ускорения?» Почти 60% участников встречи в качестве приоритетной отметили реформу госуправления.
«Правительство — это тигр, который готовится к прыжку. В ближайшее время мы узнаем о прорывных реформах», — предался мечтам глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. По его мнению, главными приоритетами реформ должны стать изменение системы госуправления и образования, а также снижение доли государства в экономике. «Качество государственного управления сегодня не соответствует тем вызовам, о которых мы говорим, — поставил диагноз Кудрин. — Скорость принятия решений чудовищна, регуляторная практика избыточна. Административная нагрузка на бизнес в части проверок и регулирования должна снизиться примерно в 2 раза, тогда она опустится на средний уровень ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. — Ред.)».
Однако мэр Москвы Сергей Собянин выступил за то, чтобы федеральное правительство соизмеряло свою активность с возможностями региональных и муниципальных властей и вообще не искало способов пришпорить экономику. По его мнению, центральная власть должна не прыгать, как тигр, а двигаться шаг за шагом.
Собянин уверен, что на федеральном уровне решения должны приниматься медленно и взвешенно, там должны быть консерватизм и предсказуемость. «Чем ниже уровень управления, тем быстрее должно быть движение. А если мы наверху будем быстро двигаться по регулированию процессов, то внизу жизнь вообще остановится», — предостерег чиновник.
«Министры — ответственные люди, которые хотят отвечать за все, что происходит в стране. Но зачастую они эту ответственность видят в том, чтобы все процессы, происходящие в нашей огромной стране, расчертить по линейке, — констатировал мэр. — Градостроительное законодательство зарегулировано так, что там полный порядок. Но полный порядок очень близок к полному беспорядку. Любое действие, которое зарегулировано на самом высоком уровне, реализовать практически невозможно. Мировые экономисты говорят, что быстрее развиваются те страны, в которых больше полномочий заложено на региональном и городском уровнях. Мы убираем барьеры для бизнеса и создаем колоссальные проблемы для государственного управления на региональном и муниципальном уровнях. Нужно дать больше свободы для нормативного регулирования на более низких системах управления».
Его мнение подтвердил европейский чиновник, госсекретарь по международным финансовым вопросам, федерального департамента финансов Швейцарии Йорг Гассер.
«Наша история и традиция — решать проблемы на самом низком уровне, — рассказал он. — Сначала на уровне сообщества, потом — на уровне кантона и в последнюю очередь — на уровне министерств». Кроме того, как считает Йорг Гассер, России нужна гибкая система управления, которая позволяет быстро принимать необходимые решения. «Вы должны иметь людей, которые могут адаптироваться к постоянно изменяющейся среде, поэтому вам нужно образование. Инновационность — это университеты и бизнес, который принимает этот инновационный потенциал и превращает инновационность в производительность. Очень важны тесные связи между университетами и компаниями. И решающий момент: чтобы сохранять конкурентоспособность, вам нужен открытый рынок», — перечислил швейцарец.
В правительстве, в принципе, готовы делиться полномочиями по принятию решений — если не с регионами, то с бизнесом. Максим Орешкин в своем выступлении предложил, чтобы направления будущего роста определяло не правительство, а банковская система. И переадресовал вопрос о том, как будет выглядеть экономика через 6 лет, Герману Грефу. Но глава Сбербанка вернул мяч оппоненту, заявив, в свою очередь, что если такие решения отдать на откуп банкам, то экономика в конце указанного срока останется такой же, как сейчас, потому что банкиры финансируют всегда те отрасли, где уже есть нормальная отдача на капитал. А прорывные направления вроде цифровой экономики финансировать будет некому. У игроков этого рынка нечего взять в залог и нет стабильных денежных потоков.