Наталья Ковтун, Александра Конфисахор, Екатерина Ф Все статьи автора
25 мая 2018, 00:00 1459

Beward Investments вложит в производство инновационных пеллет в Ленобласти 2,6 млрд рублей

Образцы биотоплива
Образцы биотоплива
Фото: Смирнов Владимир/ТАСС

Компания "Гринкарбон", принадлежащая бельгийскому инвестиционному фонду Beward Investment, вложит 2,6 млрд рублей в производство инновационных пеллет в Подпорожском районе Ленобласти. Объем производства составит около 80 тыс. тонн в год — это торрефицированные топливные пеллеты, которые пока производятся только в США и Канаде.

Соглашение о реализации проекта было подписано в рамках ПМЭФ-2018 между губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и генеральным директором ООО "Гринкарбон" Павлом Фоминым.

Структуры холдинга "Каротекс инвестируют 100 млн рублей в лесопильное производство в Ленобласти

Структуры холдинга "Каротекс инвестируют 100 млн рублей в лесопильное производство в Ленобласти

2366
Екатерина Фомичева

Павел Фомин рассказал "ДП", что инвестиционный фонд Beward Investment был создан в 2015 году для реализации проектов в области возобновляемой энергии, его первый проект реализуется в России. Участники рынка говорят, что у фонда также есть российские инвесторы.

"Мы решили разместить предприятие именно в России, поскольку здесь есть сырье — отходы лесозаготовки и деревопереработки. Сейчас этот мусор не утилизируется или незаконно захоранивается. У нас есть предварительные договоры с предприятиями, которые выступят поставщиками сырья", — говорит Павел Фомин.

Общий объем инвестиций составит 2,6 млрд рублей, а мощности производства — 80 тыс. тонн.  Проект будет реализован в две очереди мощностью 40 тыс. тонн в год каждая. Первая очередь запущена в конце 2019 года и к 2021 году она выйдет на проектную мощность. В 2020-2021 годах параллельно запустят и вторую очередь. Сроки окупаемости составляют 6 лет.

100% готовой продукции пойдет на экспорт в Голландию, Данию, Великобританию, Германию. Сейчас районная администрация представила инвестору на выбор три площадки около 10 га каждая. 4,5 га займет производство, остальное — склады сырья и готовой продукции. В данный момент идет разработка рабочей документации под завод. Он также будет оснащен голландским оборудованием. Из средств фонда уже инвестировано 1,3 млн евро (около 100 млн рублей) в разработку технологии и проектную документацию.

По словам Павла Фомина, производство торрефицированных топливных пеллет планируется на основе новой голландской технологии переработки древесных отходов. Это совершенно другой вид пеллет, который пока малоизвестен рынку, — продукция нового поколения, которая обладает более высокими характеристиками по сравнению с классическими пеллетами.

На руку инвесторам играет то, что в России готовится законодательная база для регулирования использования отходов от производства древесины, а в Европе ограничивается потребление угля, что позволит успешно работать на экспорт. Если проект окажется удачным, то аналогичные производства планируется строить в других российских регионах.

Новые пеллеты

Торрефицированные топливные пеллеты действительно новый продукт для российского рынка, подтверждает Ольга Ракитова, руководитель ИАА "Инфобио". "Это пеллеты, которые производятся с помощью пиролиза древесины, вследствие чего получается незаконченный древесный уголь с высокой энергоэффективностью. Такое топливо приравнивается к ископаемому углю по характеристикам, а по экологичности — к древесине", — говорит она.

По словам Ольги Ракитовой, в России нет таких производств. "Проблема в том, что нет стабильной технологии, которая может гарантировать стабильное качество продукции", — добавляет эксперт.

Новый продукт может быть в 1,5 раза дороже классических пеллет и для него надо найти потребителей, отмечает она.

"Торрефицированные пеллеты обладают рядом достоинств по сравнению с обычными. Они имеют большую теплоту сгорания, энергоемкость и улучшенные по сравнению с неторрефицированной биомассой параметры горения, в частности меньше вредных выбросов", — добавляет аналитик "ФИНАМ" Алексей Калачев.

Как говорит Вячеслав Канатов, генеральный Директор "Мется Свирь", в свое время финские собственники также думали о запуске такого производства. "Это новая дорогая технология, и пока непонятно, как отреагирует рынок на этот продукт. Еще один важный фактор — наличие сырья. Хотя под производство торрефицированных пеллет, в отличие от обычных, подходят любые виды древесных отходов, но сегодня на них очень хороший спрос. Все зависит от того, готовы ли инвесторы платить довольно высокую цену за сырье", — отмечает он.

Пошли в рост

Производство пеллет в России динамично растет, говорит Алексей Калачев. В 2017 году в стране было произведено 1,34 млн тонн топливных гранул. Это на 32,7% больше 2016 года. Производство в СЗФО выросло на 38,4% и составило 695,4 тыс. тонн, превысив половину общероссийского объема производства (51,8%). Крупные производители в СЗФО — ООО "ВЛК", ООО "ИКЕА Индастри Тихвин", ООО "Северо–Западный холдинг" и др.

Практически вся произведенная продукция продается на экспорт, поскольку спрос в России на нее невелик, а в Европе, напротив, постоянно растет. По данным ФТС, экспорт топливных гранул из РФ составил 1,4 млн тонн, что чуть выше производства. Импорт, напротив, совсем мизерный, в 2017 году он составил всего 4,27 тыс. тонн.

Основным импортером российских топливных гранул является Дания, на которую приходится свыше 40% экспорта. Кроме нее в пятерку основных потребителей российских пеллет с большим отрывом входят Швеция, Италия, Бельгия и Южная Корея.

Стоимость пеллет сейчас находится на высоком уровне — $115 за тонну, что на $16 выше, чем в 2017 году, хотя пока еще не сравнялась с пиковой ценой 2013 года — $166 за тонну.

Как отмечают в ИК "Текарт", внутреннее потребление пеллет по-прежнему остается на низком уровне. Основными потребителями выступают деревообрабатывающие предприятия, использующие гранулы для выработки тепловой энергии для собственных нужд. "Требуется создание условий, при которых затраты на приобретение оборудования для сжигания пеллет, на их доставку до конечного потребителя и на организацию системы хранения гранул будут соразмерны той выгоде, которую потребитель сможет получить при использовании данного вида топлива", — говорят эксперты.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама