"В этот бизнес вовлечены и террористы". На ПМЭФ обсудили борьбу с контрафактом

Одна из первых утренних сессий на ПМЭФ на тему, как организовать эффективное противодействие по незаконному обороту поддельной продукции, который растет во всем мире, собрала бизнесменов из разных сфер экономики — от продажи пива до автозапчастей и цемента. "ДП" представляет наиболее интересные комментарии бизнесменов и чиновников.

По данным ВТО, мировой оборот фальсифицированных товаров составляет $500 млрд, а по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), он вырос еще на $150 млрд, до $650 млрд, заявил модератор сессии Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России. По его словам, во всем мире оборот поддельной продукции растет, ее главным поставщиком остается Китай.
В России в различных секторах экономики доля контрафакта составляет от 5 до 30%. Противодействие незаконному обороту промышленной продукции важно не только для добросовестных производителей, но и для бюджета, который недополучает существенные поступления по налогам, акцизам и таможенным платежам. Только от неуплаты акцизов при продаже контрафактного топлива в 2014-2016 годах потери составили до 100 млрд рублей, отметил Иван Федотов. При этом самый большой рынок в России, на котором есть фальсификат, — это строительный.
Участники панельной дискуссии, прошедшей в рамках ПМЭФ, обсуждали, как международные компании и инвесторы оценивают эффективность борьбы с поддельной продукцией в России. "ДП" представляет наиболее интересные комментарии бизнесменов и чиновников.

Алексей Попович, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Содружество производителей фирменных торговых марок" ("Русбренд"):

"Россия прошла огромный путь начиная с 2000 года, когда уровень контрафакта зашкаливал практически во всех товарных категориях. И за это время был сделан огромный шаг вперед. В первую очередь было усовершенствовано законодательство. На сегодняшний день, несмотря на кризис, огромного скачка в росте контрафакта не произошло на внутреннем рынке, хотя мы наблюдаем определенное увеличение предложений контрафактной продукции. По оценке ВШЭ, объем контрафакта в России составляет около 2,5 трлн рублей. Контрафакт из Юго-Восточной Азии может легко попадать в Европу. В этот бизнес вовлечены не только преступные, но и террористические группировки. Это сложная, большая проблема, которая требует внимания со стороны России, стран ЕЭАС и других стран. Только путем диалога государств и бизнеса можно достичь позитивного результата. В России доля контрафакта в 2000 году составила 40%, а сейчас меньше 10% от общего объема торговли. Но в результате реформы МВД — сокращения подразделений, которые занимались в том числе потребительским рынком, — эффективность борьбы с контрафактом снизилась. Очень надеемся, что ее уровень будет восстановлен".

Маркус Озегович, генеральный директор ООО "Фольксваген Груп Рус":

"Рост контрафакта на рынке запчастей — а на нем наблюдается огромное число контрафакта — это не только потеря прибыли и выручки. Но это и вопрос безопасности. Люди не хотят получать неисправные тормоза, а именно тормозные металлы вызывают наибольшее количество проблем. Ситуация в России значительно улучшилась. Мы проводим тренинги для таможенников в области борьбы с контрафактом, и это дает результаты. Но доступ к рынку облегчается и производителям контрафактной продукции. Мы делаем в России маркировку продукции, любой клиент может зайти на сайт и проверить, оригинальная ли продукция. Ежегодно мы поставляем в страну до 17 млн единиц запчастей".

Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

"У нас была создана комиссия по борьбе с нелегальной продукцией в стране и в регионах. Во многих регионах комиссия работает эффективно, хотя, честно стоит признаться, далеко не во всех. Во многих регионах такой перекос: они сосредоточились на борьбе с оборотом контрафактной продукции алкоголя, хотя у нас в стране есть много секторов экономики, где оборот теневой продукции очень большой. Например, до создания комиссии оборот поддельной продукции в легкой промышленности был 40%, а сейчас ниже. В 2015 году оборот нелегальной продукции был около 1 трлн рублей (31% от общего оборота меха), в 2016 году уже 903 млрд рублей".

Вугар Исаев, владелец сети розничных магазинов одежды и аксессуаров "Снежная королева", член президиума АКОРТ:

"Маркировка относительно полноценно введена только на рынке меха. Внедрение было проведено на пятерку с минусом. За последний год, когда маркировка стала обязаловкой на рынке меха, выявились недочеты в области законодательства и контрольно-надзорной деятельности. Но из плюсов — постепенно удается гармонизировать законодательства всех стран ЕАЭС. Маркировка — это хорошо, так как мы входим в единое цифровое пространство. Уже 30% рынка использует электронный документооборот".
"Мы выявляем не только проблемы качества, но и проблемы регулирования. Одно из первых наших исследований показало, что вся детская обувь, находящаяся на российском рынке, как импортная, так и российская, не соответствует техническому регламенту по весу. И должна быть изъята с рынка. Ясно, что надо было поправить что-то в консерватории. И сейчас Минпромторг активно занимается внесением изменений в технический регламент. Такие же проблемы есть в рыбной индустрии. Мы сталкиваемся с проблемами в количестве глазирования рыбы (объем покрытия рыбы льдом). В России самые жесткие требования в мире по этому показателю. Если их не выполнять, то производитель уходит в серую зону. Есть и недостаток требований. Например, у нас установлен достаточно узкий список требований по использованию антибиотиков в пищевой промышленности. Фармацевтическая отрасль развивается, а в России новые антибиотики не нормированы. Это создает риски для нашей продукции, в том числе при экспорте. Или, например, в России зачастую нет методик для измерения того или иного продукта. Например, у нас нет методик измерения, какой пух в наполнителе продукции легкой промышленности. Производитель может писать, что там гагара или любая другая экзотическая птица, хоть колибри. Но у нас нет методики, чтобы доказать, что там такое".

Михаил Скороходов, председатель правления Союза производителей цемента "Союзцемент":

"Цементный рынок — не только один из самых больших рынков в России с точки зрения контрафакта. Это и один из самых ярких примеров, как недобросовестные предприниматели пытаются зарабатывать легкие деньги. Это связано с тем, что очень дешевый вход на рынок. Есть недобросовестные строители, которые используют такой материал. В основном он используется в частном секторе. Весь мир борется с контрафактом на рынке цемента, и достаточно успешно. В 2015 году в странах ЕЭАС каждая 5-я тонна выпускаемого цемента была контрафактной. Это уже достигло критической массы. Поэтому правительство РФ решило включить цемент в перечень обязательной сертификации. В результате за год доля контрафактной продукции снизилась в 2 раза. В бюджет РФ было возвращено около 4 млрд рублей налогов, которые уходили в серую часть".