Супермаркеты вместо аптек: как работает лобби торговых сетей

 

Накануне майских праздников Министерство промышленности и торговли предложило к публичному обсуждению новую версию законопроекта, разрешающего торговым сетям продажу безрецептурных лекарств без лицензии. По задумке ведомства, торговым сетям достаточно уведомить о начале фармацевтической деятельности. Это очередной этап активной работы ведомства по допуску лекарств на полки продовольственных магазинов. Этой идеей Минпромторг горит уже пару лет.
Аргументы у представителей министерства простые: чем больше мест продажи лекарств и выше конкуренция между ними, тем ниже цены на лекарства и тем доступнее они для россиян, в том числе социально незащищенных. С точки зрения торговых сетей шаг тоже верный — чем больше потребностей закрывает один магазин, тем больше шансов, что покупатель вернется. Однако аптечные сети категорически против. В качестве доводов они продолжают логическую цепочку: чем меньше покупателей дойдет в аптеку, тем меньше у нее шансов на выживание. Минздрав на всех уровнях высказывается предельно однозначно — одобрения нового закона с его стороны можно не ждать. Недавно министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова еще раз обозначила позицию ведомства: лекарства должны продаваться в лицензированных местах и специально обученными профессионалами. "У нас нет оснований просто вбрасывать лекарства в торговые сети", — заявила она. Нет доверия у Минздрава и к самим покупателям, которые могут без должного совета увлечься самолечением, что вообще можно назвать национальным бичом.
Справедливости ради — что мешает торговым сетям уже сейчас организовать аптечный пункт при магазине? И рынок знает такие примеры. Чего стоит проект одного из лидеров продовольственной розницы — X5 Retail Group, — который 10 лет назад начал сотрудничество с А5, однако потом и вышел из него. Несмотря на очевидную синергию соседства аптеки и магазина (а они считаются идеальными соседями в любом торговом комплексе), это два совершенно разных бизнеса. Поэтому и лидеры аптечного рынка с ретейлерами дружат, но сапоги тачать предпочитают по пословице — не у пирожника.
К тому же, заметьте, торговые сети не претендуют на полный ассортимент лекарств, их интересуют самые ходовые позиции. Лишившись этих "блокбастеров", аптека должна будет поднять цены на менее продаваемые препараты, например для лечения редких и хронических заболеваний. Итог один — смерть аптек и менее доступное лечение для потребителей. То есть результат прямо противоположный заявленным целям Минпромторга.
К какому бы документу ни пришли законодатели, уже сейчас очевидно — лобби торговых сетей сильнее аптечного сообщества. Вспомнить только инициативу по легализации онлайн–торговли лекарствами. Вроде бы ее необходимость не вызывает сомнений вообще ни у кого: онлайн–покупка с последующей доставкой удобна заболевшему человеку, растущий во всех направлениях торговли онлайн — удачный драйвер для аптечной розницы. Но голос аптечных сетей не слышен, обсуждениям не видно края, а онлайн–торговля лекарствами процветает в нелегальном поле.