Дмитрий Бардачев Все статьи автора
16 мая 2018, 13:16 1367

Рынок каршеринга в Петербурге вырос до 200 тысяч активных пользователей

Фото: Сергей Коньков

Рынок каршеринга в России молодой и имеет большой потенциал развития. В отличие от Москвы, в Петербурге конкуренция на нем пока невысокая.

Каршеринг (от англ. car sharing — совместное использование автомобиля) представляет собой краткосрочную, чаще поминутную аренду автомобилей, расположенных на доступных парковках города. Данный сервис конкурирует с обычным прокатом автомобилей, услугами такси и с владением личным транспортом.

Дорогая моя столица. Какой город дороже — Москва или Петербург

Дорогая моя столица. Какой город дороже — Москва или Петербург

1781
Карашаш Ногаева

"Основным конкурентом каршеринга принято считать такси, но важно понимать, что каршеринг — это принципиально новый потребительский паттерн, который подразумевает переход от личного владения автомобилем к совместному потреблению. Поэтому в глобальном смысле конкурентом каршеринга является скорее личный автомобиль", — говорит Кирилл Курашев, директор по маркетингу YouDrive.

Московская экспансия

Петербургская компания "Стрит Кар" первой в городе запустила каршеринговый сервис под брендом StreetCar в феврале 2014 года. Автомобильной парк компании состоял из 70 автомобилей Volkswagen и BMW. Чуть позже к ней присоединился старейший московский оператор — ООО "Ситикар", предоставляющее услуги под брендом Anytime. В 2015 году оба сервиса закрылись. Так, ООО "Стрит Кар" сообщило о приостановке своей деятельности в связи с высокими тарифами на страхование машин.

Повторный расцвет каршеринга в СПб пришелся на следующий год. Весной 2016 года на рынок каршеринга вышли петербургское ООО "Технологии автоматизации" (предлагает прокатный сервис под брендом "Колеса") и московское ООО "Новые транспортные системы" (бренд YouDrive). В январе 2017 года к ним присоединилась столичная компания "Каршеринг Руссия", работающая под брендом "Делимобиль".

Если в Петербурге в настоящее время действует три сервиса краткосрочной аренды автомобилей, то в Москве их 15. Благодаря высокой конкуренции в Москве каршеринг развился до европейского уровня. "Сейчас в столице рынок каршеринга насчитывает даже большее число машин, чем в европейских городах. Вторым городом России, в котором появился каршеринг, был Санкт–Петербург. По объему рынка этот регион второй в нашей стране", — отмечает Кирилл Курашев.

В результате эксперты не исключают массового прихода федеральных каршеринговых компаний в Северную столицу. Пока же основным негативным фактором, который затрудняет развитие каршеринга в СПб, является отсутствие льгот для каршеринга на платных парковках. К примеру, московские власти уже предоставляют операторам такие льготы.

Круговое движение. Как 150 тыс. беспилотных такси полностью покроют потребность петербуржцев в личных автомобилях

Круговое движение. Как 150 тыс. беспилотных такси полностью покроют потребность петербуржцев в личных автомобилях

997
Надежда Фёдорова

"Мы пока сфокусированы на Московском регионе и просчитываем выход на другие рынки, но относимся к этому более консервативно, так как у нас в портфеле присутствует еще и бизнес–класс. Помимо того, рынок Москвы и Московской области самый большой в Европе и насыщен минимум на 30%", — говорит о выходе на новые рынки Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга BelkaCar. По ее словам, московский рынок даже более либерален и конкурентен, чем рынки европейских стран, где представлено по два–три игрока, которые часто принадлежат автопроизводителям.

Привлекательный бизнес

Стоимость каршеринга начинается от 7 рублей за минуту поездки и выше, в зависимости от марки автомобиля. Главное требование к клиентам: водителю должно быть не менее 21 года, он должен иметь водительское удостоверение и стаж вождения не менее 2 лет.

Чаще всего каршерингом пользуются мужчины (86%), из которых более 23% в возрасте 27–32 лет, свидетельствуют данные опроса клиентов BelkaCar. У 62% опрошенных есть собственный автомобиль. Не прочь полностью отказаться от собственного автомобиля 10% респондентов, еще 47% готовы отказаться от личной машины при поездках по городу.

По словам Кирилла Курашева, сегодня различные инвесторы проявляют активный интерес к каршеринговому бизнесу. Поэтому его компания создала агрегатор каршеринга YouDrive Pool, к которому могут присоединиться не только специализированные компании, но и владельцы автопарков, автомобильные дилеры, автопроизводители, транспортные компании. Стоимость аренды машин партнеров устанавливается ими самостоятельно и отличается от тарифов компании. Так, у нее сейчас в парке более 1,2 тыс. собственных автомобилей, через агрегатор пользователям доступно около 2,5 тыс. машин.

Основные расходы каршеринговых компаний связаны с лизинговыми платежами, страхованием и топливом. По оценкам YouDrive, емкость петербургского рынка краткосрочной аренды составляет 150–200 тыс. активных пользователей.

"Основным сдерживающим фактором является вопрос с парковками. Как только станет больше поддержки от города, рынок каршеринга в Петербурге вырастет в разы", — убежден Кирилл Курашев.

Кратковременный бум

Директор по развитию и продажам "Аксель–групп" Игорь Седов скептически смотрит на успешное развитие рынка краткосрочной аренды в Петербурге. Его компания закрыла направление долгосрочной аренды автомобилей в начале 2015 года из–за частого использования прокатных машин в криминальных целях (от доставки контрабанды и запрещенных средств до организации автоподстав на дорогах). При этом при задержании преступных групп машина, как правило, арестовывается, и уходит много сил для решения вопросов по ее освобождению. "Каршеринг — это частный случай ренты, причем с гораздо меньшими возможностями определения, кто и зачем берет автомобиль. Есть проблемы и по подготовке автомобиля после поездки, часто после поездки нужно полностью убрать в салоне и т. д.", — отмечает Игорь Седов.

Эксперт вспоминает, что 7–8 лет назад в Петербурге был аналогичный бум долгосрочной аренды, в городе насчитывалось несколько сотен маленьких фирм, которые на волне интереса к этому бизнесу инвестировали средства и начали активную деятельность.

"Сейчас осталось буквально несколько игроков со стоимостью услуг, достаточной для покрытия всех рисков. Остальные ушли с рынка, так как демпинговая спираль просто съела всю прибыль. По моему мнению, каршеринг ждет примерно такая же история", — полагает Игорь Седов.

Новости партнеров
Реклама