Поехали на футболе

Автомобильные грузоперевозчики наращивают обороты за счет поставок оборудования и продукции к мундиалю. Но введенные в отношении России санкции могут остановить рост.

По итогам 2 месяцев текущего года грузовой поток на автотранспорте по направлению Россия — Евросоюз, существенный объем которого идет через Северо–Западный регион, вырос на 10,6%, до 1,494 млн т, в обратном направлении — на 10,7%, до 1,616 млн т.
Среди стран Таможенного союза автомобильный грузооборот с Европой у России самый высокий, но при этом динамика у партнеров — и положительная, и отрицательная — значительно серьезнее. Так, из ЕС в Белоруссию поток сократился на 21%, до 350 тыс. т, однако в обратном направлении он вырос почти на 34%, до 731 тыс. т. Сходная ситуация с Казахстаном: из ЕС было отправлено 74 тыс. т грузов, что на 3,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но в обратном направлении рост составил почти 40% — было перевезено 38 тыс. т грузов.
Введенные в отношении ряда компаний РФ санкции могут несколько изменить расклад на рынке грузовых автомобильных перевозок, но пока в выигрыше остаются перевозчики Казахстана и Белоруссии, которые зачастую вывозят в ЕС те же виды продукции, что и Россия, но не обременены ограничениями.

Все для ЧМ–2018

Основу автомобильного грузооборота из РФ в Евросоюз с начала года составляют лес, изделия из него и древесный уголь, сталь, минеральное топливо (см. "Перевозка грузов из РФ в ЕС...").
Обратный поток — из ЕС в Россию — значительно отличается и по структуре, и по объемам. Например, нет ни одного вида груза, объем которого за 2 месяцы превысил бы 200 тыс. т. Самый крупный показатель — пластмасса и все, что из нее сделано.
До 65,487 тыс. т, а это сразу на 47%, вырос поток звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры, что, по оценкам участников рынка, связано с грядущим чемпионатом мира по футболу.
Экспортно–импортный автомобильный грузооборот с Евросоюзом, таким образом, фиксирует несколько тенденций: по–прежнему значительный поток в РФ импортного производственного оборудования и возвращение в страну вывезенного из нее же леса в виде бумаги и картона. Большой поток фиксируется и по поставкам наземного транспорта. Примечательно, что эти тенденции сохраняются довольно давно, несмотря на объявленную политику импортозамещения в части производственных машин, станков и оборудования и наличие в России нескольких крупных целлюлозно–бумажных комбинатов, подконтрольных европейским и американским компаниям.
Окажут ли санкции (действующие и, в случае их введения, будущие) серьезное влияние на баланс грузопотока РФ — ЕС, сказать сложно, но пока картина остается во многом традиционной, за исключением тех видов продукции, которые запрещены к ввозу в Россию.

Экспортные мифы

Несмотря на то что российские власти разных уровней заявляют о перспективах экспорта практически любой продукции, реальный потенциал есть лишь у нескольких отраслей, в частности фармацевтической и сельскохозяйственной, причем потенциал последней подтверждается значительными показателями по вывозу зерна.
Что касается фармацевтической продукции, то в Латинскую Америку, Азию и Африку российские препараты отправляются преимущественно морем, автомобильные же перевозчики участвуют в основном в транспортировке такого груза из Европы и обратно. За 2 месяца текущего года в РФ было ввезено почти 20 тыс. т европейских фармацевтических препаратов, что на 7,61% превышает показатель прошлого года.
Перевозка лекарств из России в Европу грузовым автотранспортом куда скромнее — всего 95 т (при росте почти 68%). Столь небольшие объемы связаны с тем, что собственных высокотехнологичных препаратов в РФ не так много, а препараты западных фирм, выпущенные в рамках контрактных производств на российских заводах, Европу не интересуют.

Дальние перспективны

Если же в среднесрочной перспективе удастся реализовать большую часть заявленных в российской фармацевтике проектов, а предпосылки для этого есть (в частности, механизм специнвестконтрактов), то и автомобильный грузооборот пойдет вверх, в первую очередь — со странами Восточной Европы. Но, вероятнее всего, это случится не ранее 2021 года и лишь при отсутствии экономических ограничений, спровоцированных политикой.
Официальные автомобильные грузоперевозки из ЕС по второму направлению (сельскому хозяйству) из–за контрсанкций практически отсутствуют, за исключением нескольких разрешенных видов вроде посадочного материала.
Экспорт из России на этом фоне за 2 месяца демонстрирует уверенный рост: перевозки зерна, некоторых овощей и фруктов увеличились на 26%, до 12,231 тыс. т. Экспорт другой сельхозпродукции, в том числе животноводческой, пока ограничивается десятками тонн, но зачастую показывает рост до десятков раз. Когда именно грузоперевозчики смогут воспользоваться плодами работы российского АПК, оценить трудно: там нет аналогичных фармацевтике мер системной поддержки, несмотря на огромное число заявленных проектов, в том числе и на Северо–Западе.
Пока же грузовым автомобильным операторам приходится конкурировать за поток со странами Таможенного союза по "классическим дисциплинам". Например, только Белоруссия в прошлом году отправила в Европу грузовым автотранспортом 2,46 т леса (рост на 28%) и 268 тыс. т стали (рост на 0,21%).
Грузооборот стабилен по сравнению с 2017 годом. По ряду показателей он даже лучше, и это связано в том числе с чемпионатом мира по футболу: люди заранее завозят материалы, оборудование, комплектующие. Растут перевозки электроники и бытовой техники. А вот табачная промышленность сдает. Это происходит из–за законодательных ограничений. Снижение по этому направлению идет давно, может быть, оно и стабилизируется, но пока падение. Значительная часть мелких и средних грузоперевозчиков прекращают деятельность, но у нас работы не уменьшилось.
Александр Носков
Генеральный Директор ООО "Миларин"
Мы в основном возим негабаритные грузы. Пока динамика традиционная: с начала года объем перевозок идет по нарастающей, и этот рост достаточно уверенный. Ввозится много европейского оборудования, например, значительное количество техники на заводы нашей страны поставляет германский Siemens. Что касается долей, то импорта больше, чем экспорта: примерно 25% — это экспорт, и 75% — импорт. По идее, повлиять на этот баланс могут санкции, и импорт должен упасть. Многие иностранные производители в связи с этим стараются наращивать производство в РФ.
Павел Мочалюк
Генеральный Директор ООО "МБМ–Транс"