Чем и как торговать в подвале

 

Принято думать, что открывать бизнес в подвале — провальная идея: люди не любят спускаться или подниматься по ступенькам, и окон нет, и с улицы такой бизнес менее заметен. Тем не менее огромное количество успешных компаний работают в подвалах, ведь в этом есть и плюсы: экономия на аренде, возможность открыться ближе к центру города. Главное — перед тем как открыть объект потребительского рынка в таком помещении, изучить специфику и риски.
Например, если говорить о новом доме, который находится в некотором отдалении от инфраструктуры, бизнес в подвалах там будет вполне востребован. У новоселов пользуются спросом булочные и пекарни, ремонт одежды и обуви, товары для дома, велопрокаты. Если стройка продолжается или дом только что сдан, то очень популярными окажутся товары для ремонта. Может быть выгоден бар, но в таком случае надо оценить риски: обязательно поступят жалобы соседей на шум и сигаретный дым.
Прежде чем открыть бизнес в подвальном или цокольном помещении многоквартирного дома, нужно ознакомиться с законодательными ограничениями. Например, нельзя открывать в таких помещениях магазины, в которых продаются химические товары. Запрещена к продаже в подвалах и рыбная продукция (иначе жильцов будет беспокоить запах морепродуктов).
Также нельзя открыть магазин по продаже ковров и ковровых изделий — это пожароопасно. Магазины с графиком работы "круглосуточно", помещения для пребывания детей также запрещено организовывать в подвалах. Все эти правила прописаны в СНиПах и действуют уже несколько десятилетий.
Следующий вопрос, который должен задать себе владелец будущего бизнеса: у кого выгоднее снять подвальное помещение — у частного собственника или у города? Экономически арендовать помещения бизнесу выгоднее у города, а не у частного собственника.
Ставка аренды у муниципалитета обычно ниже рыночной, существует прозрачный типовой договор, который регистрируется в Росреестре и эффективно защищает права арендаторов. С ТСЖ или УК ситуация менее надежная, новый руководитель или управляющий может изменить цену и условия аренды. При этом управляющие компании жилых домов очень часто приветствуют появление арендаторов, потому что малый бизнес готов нести расходы на содержание не только своего помещения, но и прилегающей территории. Поэтому УК может снизить для него жилищные платежи (за содержание и текущий ремонт), а взамен получить лояльность собственника нежилого помещения при проведении общего собрания.
Также малому бизнесу в подвале часто нужны различные переустройства и изменения на используемых площадях: увеличение электрических мощностей, пандусы, рекламные вывески, перепланировки, установка систем приточно–вытяжной вентиляции. Согласовать все это с ТСЖ будет проблематичнее, чем с УК. Потому что председатель ТСЖ более зависим от собственников, ему нужно регулярно отчитываться перед жильцами и согласовывать с ними решения. Это не значит, что жильцы обязательно выступят против, но временных затрат и бюрократии определенно будет больше.