"Коммерсант" рассказал о неофициальных "черных списках" россиян в банках

Автор фото: Коньков Сергей
Российские банки из-за новых требований властей о передаче данных в Росфинмониторинг начали создавать собственные, неофициальные "черные списки" клиентов, которым отказывают в проведении операций, пишет "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники. По их словам, это делается для того, чтобы не выполнять требования Центробанка и Росфинмониторинга о реабилитации клиентов из официальных "черных списков".
"Чтобы не связываться с утомительным процессом реабилитации, банкиры стали все чаще отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг", — отмечает газета. Эти "недоотказы" формально нигде не фиксируются, потому что большинство физических лиц на документальном подтверждении отказа банка в проведении операции не настаивают, а кредитное учреждение имеет право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно.
"Проблема в том, что в крупных банках с развитой розницей выявление сомнительных транзакций происходит в автоматическом режиме. И когда летом 2017 года ЦБ начал рассылать списки отказников, кредитные организации автоматом стали заносить всех сомнительных клиентов в эти списки",— пояснил сопредседатель комитета Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин. По его словам, в банках часто нет механизмов исключения клиентов из официальных "черных списков".
Как подчеркивают источники газеты, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг на данный момент не превышает 0,01% от общего количества отказов и реабилитация не работает. Теперь если клиенту отказали сразу несколько банков, реабилитироваться ему придется в каждом отдельно, добавляет собеседник издания. Так, один из клиентов Сбербанка рассказал, что не смог получить перевыпущенную карту, а причины этого ему не объяснили. Позднее ему было отказано в совершении других операций. Мужчина обратился в банк и направил жалобу в Центробанк, но ясного ответа не получил.