Марина Васильева Все статьи автора
18 апреля 2018, 02:00 15027

Правила для флагов и мячей. FIFA строго ограничивает использование символики мундиаля бизнесменами и следит за этим

Фото: Коньков Сергей

FIFA строго следит за применением символов ЧМ по футболу. Бизнес считает, что правила выполнимы, главная опасность — их незнание. Во время Кубка конфедераций УФАС нашло нарушения у нескольких петербургских фирм.

Организатор чемпионата мира (ЧМ) по футболу, FIFA, строго ограничивает использование символики мундиаля для всех предпринимателей, в каком бы городе они ни находились. Использовать символы и логотипы турнира можно только по соглашению с FIFA, авторское право организации защищает специальный федеральный закон "О подготовке и проведении в РФ ЧМ по футболу 2018 года…"

В преддверии мундиаля несколько крупных реставрационных проектов в центре Петербурга заморожены по указу властей

В преддверии мундиаля несколько крупных реставрационных проектов в центре Петербурга заморожены по указу властей

42433
Павел Горошков, Надежда Фёдорова, Мария Тирская

Осторожно, реклама

Требования организаторов ЧМ довольно строги: бизнесу нельзя использовать не только официальные рисованные логотипы, но и текстовые: FIFA World Cup, Russia 2018, даже названия городов–участников с числом 2018 и словосочетание "Россия 2018". Также компаниям запрещено проводить промоакции, где в качестве приза разыгрываются билеты на матчи чемпионата. А для владельцев баров нарушением будет, например, плакат с анонсом трансляции матча и логотипом мундиаля.

Интересы владельца брендов ЧМ активно защищает фирма "Агентство интеллектуальной собственности". По данным портала WelcomeZone.ru, в январе 2018 года УФАС по заявлению агентства признало нарушителем самарскую сеть киосков "ФД Групп", которая продавала сувениры с товарным знаком FIFA. Предупреждения от УФАС получили также волгоградская компания, владевшая фотозоной в виде разноцветных футбольных мячей с надписью FIFA World Cup, и петербургский "Интерторг" (магазины "Семья") — за листовки с символикой турнира.

Как рассказывают эксперты, сами требования соблюсти нетрудно, но проблемой может стать неинформированность бизнеса. Так, некоторые отельеры, которых Ростуризм внес в список нарушителей за превышение максимально допустимых цен на время чемпионата, узнали об этих требованиях только от журналистов. "Мы эти требования не считаем строгими, — рассуждает владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. — Не думаю, что для отельеров важно размещать у себя символику ЧМ: у нас живет огромное количество гостей, и большинство из них не интересуется футболом. У нас на ресепшене стоит, например, табличка, полученная от "Матч Аккомодейшен" — официального партнера FIFA по размещению гостей, но никакого ажиотажа она не вызывает".

Он добавляет, что отельеры, привлекая внимание к какому–то конкретному мероприятию, рискуют вызвать недовольство у других гостей, которые, например, приехали на экономический форум или просто не любят футбол. С Юнисом Теймурханлы согласна владелица хостела "Тайга"Алена Енова: "Сейчас настолько хорошо бронируют номера на июнь, что никаких дополнительных материалов для привлечения постояльцев не требуется".

Тем не менее во время Кубка конфедераций в 2017 году компании активно использовали символику FIFA. "В Петербурге был целый ряд кафе, баров и ресторанов, некоторые из них использовали символику кубка в оформлении своих интерьеров, а сеть баров XXXX попалась на использовании логотипа на своем сайте", — говорит Алла Шупинева, руководитель проектов Агентства деловых коммуникаций 4D. Она отмечает, что FIFA только приветствует использование чемпионата как информационного повода любыми компаниями, главное — не вызывать впечатление о причастности рекламодателей к организации турнира. То есть использовать мячи, российские флаги можно, запрещены конкретные шрифты, слова и логотипы FIFA.

Смольный расширил список зон, в которых фанатам придётся смотреть ЧМ-2018 без алкоголя

Смольный расширил список зон, в которых фанатам придётся смотреть ЧМ-2018 без алкоголя

2180
Мария Тирская

Платный телевизор

Отдельный вопрос — право на трансляции матчей чемпионата мира. Согласно официальному регламенту трансляций, опубликованному на сайте FIFA, лицензия нужна только тем, кто проводит платные публичные показы. Минимальная плата за лицензию — $1 тыс. для трансляций менее чем с 5 тыс. зрителей. Показы в кафе, барах и ресторанах FIFA считает "некоммерческими публичными показами", лицензия им не нужна. Но к таким трансляциям организатор тоже предъявляет специальные требования. Например, обязательно начать показ за 10 или более минут до начала матча, только в прямом эфире и без монтажа.

"Конечно, и в обычное, нефутбольное время просто так телевизор в кафе или ресторане включить нельзя, нужно соглашение с правообладателем, Всероссийским авторским обществом. Это относится и к телевизионной картинке, и к музыке", — говорит Антон Рейнбах, исполнительный директор "Токио сити".

Юнис Теймурханлы добавляет, что в случае с отелями трансляция в холле отличается от просмотров передач в номерах. "По закону все, что демонстрируется в холлах, — это коммерческий показ, а в номере зрители могут смотреть что угодно".

Правила и инструкции для бизнеса FIFA описывает достаточно подробно, но есть и упущения, которые могут стать опасными. Например, говоря о некоммерческих показах в барах, клубах и ресторанах, FIFA не выделяет холлы и зоны ресепшен отелей. Поэтому работа телевизора во время матча чемпионата мира без лицензии FIFA в отелях (или других общественных помещениях) все–таки может быть признана нарушением. В Петербурге, возможно, гости отелей предпочтут телевизору стадион или фан–зону, а вот в отелях Ленинградской области среди постояльцев наверняка найдутся телеболельщики.
Татьяна Климова
менеджер портала WelcomeZone.ru
Бренд BUD — официальный спонсор чемпионата мира по футболу FIFA уже более 30 лет, мы традиционно организуем места массовых просмотров матчей мундиаля и Кубка конфедераций FIFA. Для проведения такой публичной трансляции игр необходимо обратиться к Международной федерации футбола за лицензией. Спортивные мероприятия привлекательны для спонсоров тем, что объединяют даже не миллионы, а миллиарды человек со всего мира. Выгода от спонсорства подобного рода мероприятий долгосрочная: увеличивает стоимость бренда, усиливая эмоциональную связь с потребителем.
Ораз Дурдыев
член совета директоров российского подразделения AB InBev Efes
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама