16:1616 апреля 201816:16
1147просмотров
16:1616 апреля 2018
Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина в своей стратегии развития России на 2018-2024 годы, подготовленной для президента РФ, предлагает постепенно повышать пенсионный возраст в стране, с тем чтобы в 2034 году он достиг 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. При этом средний размер пенсии должен вдвое превысить прожиточный минимум.
Марк Гойхман , ведущий аналитик ГК TeleTrade:
Предложения Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина по развитию России на 2018-2024 годы в целом воспринимаются как передовые и давно назревшие. Можно аплодировать идее «бюджетного маневра» в сторону сильного повышения доли в ВВП расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Правильны меры по снижению участия государства в экономике, по двукратному уменьшению удельного веса госсектора — до рекордно низкого уровня, 25% ВВП. По развитию малого и среднего бизнеса за счет «эффективной системы льгот и преференций». Революционно звучат, например, такие фразы из стратегии ЦСР: «На конкурентных рынках будут играть только частные компании, государственным игрокам туда входа не будет. Государство будет обязано продавать долю в предприятии, в котором его присутствие не нужно».
Однако вразрез с данными предложениями идет реальная политика многих лет. Происходит рост огосударствления, монополизации экономики госсектором и административного воздействия на нее, отсутствует приоритетность бюджетных расходов на социальную сферу.
Поэтому такие предложения вряд ли будут реализовываться.
А вот, например, вполне в русле текущей политики и может быть принято повышение пенсионного возраста. Но это во многом парадоксальным образом противоречит уже духу самой стратегии ЦСР, ставящей во главу угла улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала.
Продление к 2034 году срока выхода на пенсию до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин может иметь эффект, противоположный задуманному.
Сейчас это воспринимается как необходимость для покрытия дефицита Пенсионного фонда (ПФР), уменьшения государственных расходов на пенсии, финансируемых из госбюджета. Например, в 2018 году сумма данного дефицита планируется в 106,6 млрд рублей.
И, казалось бы, постепенное откладывание выхода на пенсию действительно будет экономить расходы ПФР. Но нужно учитывать вот что. Количество рабочих мест в экономике ограниченно. Уровень безработицы сейчас составляет 5%. Это вполне приемлемый показатель, соответствующий нормальному в рыночной экономике, и вряд ли занятость заметно увеличится.
Поэтому повышение сроков выхода на пенсию приведет к следующему.
При ограниченном числе вакансий многие люди старшего поколения, нового предпенсионного возраста, не смогут найти работу. Поэтому вырастут количество безработных среди них и выплаты им пособий из бюджета. Повысится и число больничных листов, пенсий по инвалидности у людей данного возраста.
Число безработных вырастет и у более молодых возрастов, чьи потенциальные рабочие места будет занимать поколение отцов. Все это приведет к росту прямых выплат пособий из бюджета. И если Пенсионный фонд экономит от повышения пенсионного возраста, то в целом госсистема расходует больше средств.
Есть расчеты экспертов, по которым уже на пятый год после повышения пенсионного возраста расходы бюджета будут выше, чем экономия ПФР.
Кроме того, производительность у людей в возрасте ниже. Это в какой-то мере противоречит стратегии ЦСР по повышению производительности труда.
С другой стороны — социальные проблемы, связанные с трудоустройством молодежи. Здесь много побочных расходов и потерь бюджета. Они связаны, например, с вероятным ростом асоциальных явлений (алкоголизм, наркомания, криминализация) и их преодолением, в том числе за счет госфинансирования.
Причем речь, конечно, идет не только о чисто экономических последствиях, но прежде всего об общественном неблагополучии из-за нарушения социальных лифтов между поколениями.