От самогона к сыру. Как организовать производство сыроварен за пять шагов

Предприниматель Никита Малыхин диверсифицировал бизнес и занялся производством сыроварен. Свое оборудование бизнесмен в основном продает мелким фермерам, рестораторам и монастырям.
Автор фото: Валентин Беликов
Предприниматель Никита Малыхин диверсифицировал бизнес и занялся производством сыроварен. Свое оборудование бизнесмен в основном продает мелким фермерам, рестораторам и монастырям.
Автор фото: Валентин Беликов

Предприниматель Никита Малыхин основал компанию "Доктор Губер", которая изначально специализировалась на производстве самогонных систем и пивоварен. В 2015 году бизнесмен заинтересовался оборудованием для сыроварения, на продажи которого теперь приходится до 30% годовой выручки — 60 млн рублей.

В 2007 году предприниматель Никита Малыхин основал компанию "Доктор Губер" (ООО "АйСи Групп"), которая вплоть до 2015 года специализировалась на производстве самогонных аппаратов и крафтовых пивоварен. Впрочем, после посещения фермерской выставки "Агропродмаш", которая совпала с введением продовольственного эмбарго, бизнесмен расширил ассортимент.
Никита Малыхин заинтересовался дорогостоящими итальянскими сыроварнями, отметив, что его компания выпускает похожие конструкции. Тогда же предприниматель окунулся в изучение технологических нюансов сыроделия — встречался с сыроварами и обучался во ВНИИ маслоделия и сыроделия. Он научился варить сыр в домашних условиях и разработал линейку оборудования — полуавтоматические и автоматические сыроварни объемом 15–300 л.
Никита Малыхин, основатель компании "Доктор Губер".
Автор: Валентин Беликов
Их можно использовать для приготовления как быстрых, так и долгих сыров. И если изначально продажа сыроварен составляла 10% выручки, то в 2017 году доля выросла до 30%. В 2018 году предприниматель намерен запустить производство прессов, дренажных столов и другого оборудования для сыроварения, которые позволят увеличить долю продаж до 50%. Годовой оборот компании составляет 200 млн рублей.

Тяга к крафту

"У многих предпринимателей есть тяга к крафту, это сейчас модно, — объясняет Никита Малыхин. — И, когда импортный сыр пропал с прилавков, многие ощутили финансовый интерес". Основными клиентами компании стали фермеры, рестораторы и монастыри, которые занялись изготовлением сыра небольшими партиями. Сейчас "Доктор Губер" выпускает 15–20 комплексов в месяц, и большинство продаж приходится на Москву — до 40%. Средний чек — от 150 тыс. рублей.
Помимо производства предприниматель консультирует своих клиентов. "Нужно не только продавать, но и учить пользоваться оборудованием", — считает основатель компании. Сам Никита Малыхин регулярно варит сыры для своих нужд, в основном моцареллу, буррату, страчателлу и пр. — иногда вместе с клиентами.
Все оборудование продается под заказ, и производство площадью 1 тыс. м2 на Пионерской ул. загружено до середины июля. Выполнение каждого заказа занимает 4–6 недель. Сейчас на предприятии работают около 100 человек.
Никита Малыхин, основатель компании "Доктор Губер".
Автор: Валентин Беликов

Зарубежные бренды

Чаще всего в российских сыроварнях можно встретить европейское оборудование, изготовленное в Италии, Польше, Австрии и пр. В числе популярных производителей эксперты называют фирмы Plevnik, Milky Lab, Polyfood и пр. В России аналогичное оборудование выпускают компания EM58, Завод молочных машин, Мастерская авторского сыра и другие. При этом производители сыра затрудняются назвать петербургские бренды.
"Большинство производителей пользуются импортным оборудованием, хотя, в сущности, это не очень сложные конструкции. В последние годы отечественные производители пищевого оборудования озадачились изготовлением сыроварен и начали делать их под заказ", — комментирует Сергей Остапов, владелец фермы–сыроварни "Деревня". В 2016 году собственное производство сыра в России достигло 600 тыс. т.