Санкционная спираль — очередной виток

 

Отношения России с Западом переживают очередной виток охлаждения. В числе потенциальных санкций — возможный запрет учета российских облигаций в системах Euroclear и Clearstream. Такая мера, безусловно, создаст проблемы, но не слишком опасные.
На начало 2018 года задолженность по еврооблигациям РФ перед нерезидентами составляла около $15 млрд. Это немало, но отнюдь не катастрофично. Только международные резервы ЦБ РФ— свыше $450 млрд. Государственные облигации РФ в случае развития событий по предельно негативному сценарию могут быть просто выкуплены Банком России. Ресурсов для этого более чем достаточно. Гораздо больше еврооблигаций корпоративных эмитентов, но это уже совсем другая история…
В случае введения запрета на учет российских гособлигаций в Euroclear и Clearstream они могут быть переведены в сугубо российский депозитарий НРД. 24 мая 2016 года Минфин впервые с 2013 года разместил суверенные евробонды с помощью НРД, отказавшись от услуг иностранных банков и депозитариев. Технически инфраструктура готова и практически опробована. Проблем не возникнет.
Однако отсутствие технических проблем еще не означает отсутствие проблем экономических. Многие зарубежные инвесторы просто откажутся от перевода своих бумаг в НРД. Собственно говоря, хранение российских суверенных бумаг и было организовано в Euroclear и Clearstream для удобства именно иностранных инвесторов. Соответственно, велика вероятность единовременной продажи значительной доли бумаг, находящихся на руках у иностранцев. Их выкуп потребует валюты — это означает как минимум некоторое (на 5–7%) ослабление рубля и некоторый рост инфляции.
Снижение цены облигаций вызовет проблемы у тех инвесторов, которые использовали их в качестве обеспечения. Проблема затронет и отечественных инвесторов, но на российском рынке дисконты по обеспечению традиционно выше, чем на западных, и, скорее всего, они покроют снижение цены бумаг. Так что эта проблема тоже не является критической.
Самое главное стратегическое последствие возможных ограничений — рост риска инвестирования в российский суверенный долг. Занять денег на западных рынках у государства уже не получится. По крайней мере в значимых объемах. Само по себе это не очень страшно: уже несколько лет финансовая система России обладает профицитом ликвидности. Денег у банков много, а хороших заемщиков мало. Это очень наглядно видно по падению ставок банковских вкладов — банки не нуждаются в деньгах и не заинтересованы в сильном притоке денег от населения. Благоприятствует и положительный торговый баланс страны, что и внушает оптимизм зарубежным покупателям российских суверенных облигаций. Пока темпы роста российской экономики остаются низкими (а это надолго), такое положение дел, скорее всего, сохранится. А это значит, что эффективность любых санкций финансового характера останется невысокой. Как ни парадоксально звучит, но именно низкие темпы экономического роста (и, как следствие, невысокая потребность в привлечении капитала) повышают устойчивость России к разного рода финансовым ограничениям. Как говорится — нет худа без добра.
Автор: советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов