Доза оптимизма. Почему чиновники считают, что в экономике все хорошо

 

Новые санкции обернулись падением фондового рынка и курса рубля, однако чиновники и государственные банкиры заявляют, что ничего страшного не происходит, рынки адаптируются и беспокоиться особенно не о чем. Насколько им можно верить?
Начальникам положено излучать оптимизм, неужели вы думали услышать что–то другое? Но в данном случае я склонен согласиться с позицией больших людей из высоких кабинетов. Снижение капитализации частных компаний, ослабление национальной валюты — это вещи неприятные, но для устройства российской экономики и бюджета не катастрофичные.
Дело в том, что российская экономика устроена не так, как, например, американская. Для администрации США экономические показатели (все эти биржевые индексы и темпы роста) принципиально важны. Американский бюджет — производная от налогов граждан и компаний, степень популярности властей — производная от степени благосостояния граждан. Российский бюджет, конечно же, зависит от деловой активности и экономических достижений, но зависимость эта далеко не такая глубокая, как принято считать. Если честно, единственный показатель, который по–настоящему волнует высокие власти, — это цена барреля, потому что все остальное (включая санкции против отдельных олигархов) — не более чем временные трудности вроде снега в апреле.
Попробуйте взглянуть на ситуацию глазами высокого руководителя, уполномоченного на принятие действительно важных решений. В его картине мира нет понятия "акционерная стоимость"! Заметьте, во всех многочисленных посланиях и указах это словосочетание не звучало никогда. Было — "рост ВВП", "подъем производительности", "прожиточный минимум", но слова о фондовом рынке не говорились. Почему? Потому, что наш олигарх, при всем нашем уважении, сколь угодно богатый, все же не совсем собственник, в том смысле, как это слово понимают в той же Америке. Да, лично он может вести сказочную жизнь, которая и не снилась какому–нибудь нищему саудовскому принцу, но в смысле принятия решений о судьбе своего бизнеса такой олигарх не более свободен, чем какой–нибудь управляющий госкомпанией.
Пожалуй, у управляющего госкомпанией власти и прав будет больше, чем у олигарха. Это подтверждается и структурой российского бюджета. Доля налога на прибыль в нем не превышает 10%, при этом половина этого налога оплачивается государственными компаниями, а еще четверть — "негосударственными" нефтяными компаниями. Вклад налога на прибыль всего остального бизнеса, включая самый олигархический, в российский бюджет — 2,5%. Было бы о чем переживать начальнику! Кстати, доходы граждан начальника тоже мало интересуют, налог на эти доходы приносит бюджету даже меньше 10%. При этом половина этой суммы — государственные же деньги, собираемые "обратно" с бюджетников, чиновников и сотрудников госкомпаний. Все остальное — налог на добычу полезных ископаемых, пошлины и налогообложение импорта.
Начальнику может быть неприятно, что российский алюминиевый гигант потеряет несколько миллиардов на американском рынке, но Россия ежегодно накапливает несколько десятков миллиардов резервов. Нефть дорога, и в ближайшее время ей не с чего дешеветь, а руководству не о чем беспокоиться. Не повезло одному олигарху — всегда можно назначить другого, среди молодых чиновных сыновей и дочек найдется в избытке желающих порулить целой отраслью. Тем более что можно сделать это в полном соответствии с законом, дав будущему "форбcу" государственный кредит на покупку подешевевших активов. Упал курс рубля? Тоже не проблема! Кому положено, для того найдутся и доллары, и евро, а кому не положено, тот меньше потратит на импорт. Зато бюджету будет проще расплатиться по своим обязательствам дешевым рублем.
Больше того, сам факт, что предметом санкций оказался именно алюминий, может даже успокаивать начальника. Все идет по плану, это еще не настоящие санкции. Просто президент Трамп давно обещал поддержать американскую алюминиевую промышленность, даже ввел 10%–ную пошлину на импорт этого металла, теперь убрал с рынка еще и российский алюминий. Эту нишу быстро заполнят собственные производители США и европейские поставщики, ну а "своему" олигарху российский бюджет возместит потери. Единственное, где можно ждать конфликта, так это среди чиновников, имеющих долю в бизнесе олигархов, но я не стал бы здесь рассчитывать на позитивные перемены.