Сумерки "Русала". Промышленный эксперт Леонид Хазанов о рецептах выхода компании Олега Дерипаски из сложившейся ситуации

Правительство объявило о подготовке мер по поддержке лиц, попавших под новые американские санкции. В первую очередь власти могут помочь "Русалу" Олега Дерипаски рефинансировать долг, считают опрошенные РБК экономисты.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт:

Министерство финансов США опубликовало новый санкционный список, включив в него "Русал" и связанные с ним тесными узами En+ Group и "Базовый элемент". Лучшего подарка американские власти в преддверии праздничного 1 Мая и придумать не могли, нанеся сильнейший удар по нашей алюминиевой индустрии: согласно правовым актам, действующим в США, американским фирмам теперь запрещается покупать алюминий "Русала" и им надо найти иных поставщиков. Лицам из США, владеющим его ценными бумагами, следует от них избавиться и не покупать в будущем.
Санкции не ограничиваются США, по сути, они распространяются на всю планету: ведь под их действие попадает не только "Русал", но и его контрагенты, если они проводят значимые транзакции в его пользу или исходя из его интересов – против них они тоже могут применяться (да и под само понятие "значимая транзакция" можно подогнать что угодно). В результате для "Русала" как фактически закрывается американский рынок, на который приходилось, по разным данным, от 10 до 20% его продаж, так и сужается доступ на европейский и азиатские. Плюс становится затруднительным получить финансирование за рубежом в любой форме, начиная от получения кредитов и заканчивая выпуском акций и облигаций. Теперь и иностранные банки, и металлоторговые и промышленные компании будут действовать с большой оглядкой на санкционный список Министерства финансов США, не желая нажить себе неприятности.
И неприятные последствия уже наступили: в прессе появилась информация, что "Русал" предупредил о возможности технического дефолта по ранее взятым кредитам. Курс его акций в буквальном смысле слова рухнул вниз, BCS Global Markets и "Атон" сообщили о прекращении аналитического покрытия "Русала" и заодно En+ Group.
В дальнейшем трудности могут только нарастать: падение продаж может привести к уменьшению загрузки и даже остановке отдельных алюминиевых заводов "Русала", к снижению рентабельности всей компании и прочим проблемам.
Что же необходимо делать "Русалу" в подобных негативных условиях? Ничего другого, как проявить максимум выдержки и изобретательности. Предстоит работать много и упорно, терпеливо договариваясь с заграничными потребителями, если вдруг они не захотят покупать алюминий и полуфабрикаты на его основе у "Русала". Было бы еще неплохо "Русалу" обратить более пристальное внимание на российских клиентов и предоставить им весомые скидки и иные преференции (скажем, отсрочку платежа).
Можно также пойти по пути экономии – тут открываются обширные возможности. Например, можно сильно ограничить полеты топ-менеджеров бизнес-классом (в экономклассе можно летать не хуже) и проживание в номерах отелей выше определенного уровня стоимости, провести оптимизацию подразделений и подсократить персонал в центральном офисе "Русала" (подрезав зарплату оставшимся), отказаться от корпоративов и подобных им мероприятий. Резервов экономии полно.
Разумеется, государство не оставит в беде "Русал" и остальные компании, попавшие в санкционный список (возможно, помощь будет оказана через государственные банки или еще каким-то образом): по крайней мере, обещания поддержки прозвучали из уст министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и вице-премьера Аркадия Дворковича.
Лично я надеюсь, что "Русал" выдержит испытание санкциями – это компания с огромным запасом прочности и колоссальным потенциалом для развития. И уж время точно покажет, кто сильнее – санкции или "Русал".