Надзор за банками Северо-Запада теперь будет вести федеральный центр

Надзор за банками Северо-Западного федерального округа (СЗФО) с 18 апреля 2018 года будет осуществляться в Москве. Как рассказала журналистам в пятницу зампредседателя Банка России Ольга Полякова, надзорные функции перейдут от Северо-Западного главного управления Центробанка (ГУ ЦБ) к Службе текущего банковского надзора (СТБН) — подразделению, созданному в марте 2107 года в рамках реформы надзорного блока Банка России. Как пояснила Полякова, централизация надзора за региональными банками поможет исключить зависимость решений местных надзорных подразделений ЦБ от различных факторов, в том числе давления региональных администраций, недостатка компетенции сотрудников региональных ГУ ЦБ и т. д.
Сейчас под надзор СТБН, как рассказала Ольга Полякова, переданы уже 432 банка из действующих в стране 542. Это делается поэтапно, по федеральным округам. В апреле настанет очередь банков СЗФО и Уральского федерального округа. В итоге, когда в сентябре 2018 года реформа закончится, у Службы окажется в руках надзор за всеми кредитными организациями, кроме системно значимых (за ними надзирает отдельный департамент Центробанка РФ, созданный еще осенью 2013 года).
С точки зрения рядового вкладчика 18 апреля не поменяется ровным счетом ничего. Да и нерядовые клиенты банков — юридические лица, индивидуальные предприниматели и крупные вкладчики — вряд ли почувствуют изменения. Подходы к надзору в региональных подразделениях ЦБ и до сих пор были в достаточной степени стандартизованы. По крайней мере, об этом много раз говорили руководители регулятора, выступая на финансовых конференциях.
У самих банков, если они добросовестные, централизация надзора тоже не должна вызвать проблем. Доставлять в столицу кипы документов для надзорного органа им не придется — они давно уже перешли на электронный документооборот как внутри, между подразделениями банка, так и в общении с регулятором. Возможно, некоторые трудности, в том числе и несовместимые с лицензией, возникнут у банков, сумевших наладить с местным надзором особо доверительные отношения, позволяющие искажать в выгодную для банка сторону оценку активов или качества кредитов. Но у таких кредитных организаций в любом случае, хочется надеяться, век был бы недолгим.
История крахов нескольких сотен банков, как лишившихся лицензии, так и ушедших под санацию за последние 4-5 лет, заставляет предполагать, что не все в порядке в надзорном королевстве, независимо от того, насколько оно централизовано. Самые крупные дыры, на сотни миллиардов рублей, обнаруживались в балансах системно значимых либо зарегистрированных в столице банков. Очевидно, что запоздалое обнаружение их проблем никак не связано с региональными особенностями надзора. Когда спрашиваешь руководителей Банка России, как же так получилось, что горе-банкиров никто не остановил, пока они не успели нанести огромного ущерба клиентам и государству (ведь дыры в балансах санируемых банков покрываются эмиссией рублей, что наносит ущерб экономике), они обычно говорят, что у регулятора связаны руки: он не может остановить работу банка, пока не обнаружит следы нарушений в документах. Если реформа надзора не ограничится только централизацией, а позволит в итоге решить и эту проблему — значит, она затевалась не зря.