Президент Латвии Раймондс Вейонис утвердил проведение реформы образования, предусматривающей поэтапный перевод русских школ на преподавание на латышском языке.
Реформа предполагает, что с 2019 года в школах для национальных меньшинств в 1-6 классах обучение будет проводиться поровну на русском и латышском языках. С 2020 года в 7-9 классах таких школ 80% предметов должно быть на латышском, а с 2021 года в 10-12 классах все обучение, кроме предметов по культуре и истории своего народа, должно проводиться на государственном языке.
"Обучение в средней школе на латышском языке обеспечит одинаковые возможности для всей молодежи получить качественное образование и построить свою жизнь в Латвии, чтобы здесь учиться и работать. Это создаст более сплоченное общество и сильное государство", — сказал Вейонис.
Реформу разработало Министерство образования и науки, после чего ее одобрил Сейм. Постепенная реализация реформы начнется с 1 сентября будущего года.
Закон вызвал недовольство среди русскоязычных жителей Латвии, которые составляют около 40% населения страны. Также реформа возмутила представителей российских властей, которые сочли ее дискриминационной. Озабоченность по поводу нововведений выразила и уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова.
Латышский является единственным государственным языком в Латвии, русский язык считается иностранным. В 2004 году в республике провели реформу образования в школах нацменьшинств, в результате которой в них появилась двуязычная система обучения: в старших классах русских школ на русском языке разрешили преподавать только 40% предметов.
Как ранее писала "Медуза", по данным Центрального статистического управления Латвии, в 2016/17 учебном году в школах, где есть программы для нацменьшинств, учились 45,5 тыс. школьников, в школах, где обучение ведется только на латышском, — 132 тыс. детей. К 2018 году в стране насчитывается около 800 школ, из них в 104 учатся нацменьшинства (в 94 часть предметов преподается на русском), также есть 71 школа с двумя языковыми потоками, где в одном классе параллели учатся русские дети, а в другой — латышские.