Поколение Z начинает разрушать наш рынок труда, но, похоже, это никого не волнует. Давайте сразу разберемся: Z — это те, кто родился в 1995–2012 годах. Самым старшим из них уже 23, самых маленьких еще рано брать в расчет. Только в США их 72,8 млн человек: руководители компаний уже не могут позволить себе их игнорировать. Это все равно что игнорировать Германию со всем ее населением, предупреждает Дэвид Стиллман, соавтор книги "Поколение Z на работе", вышедшей в издательстве "Манн, Иванов, Фербер" в этом году.
Z действительно опасны. Они живут в реальном мире по законам мира виртуального, не любят четко прописанных должностных инструкций, на все имеют свое мнение, склонны к риску, не приемлют старых должностей, ненавидят опенспейс, требуют от начальства обратной связи и дружбы, считают, что работать в команде неэффективно и неинтересно.
Z — одиночки, прагматики, прямолинейны и независимы. Легко гуглят любую информацию и доверяют ей безоговорочно, не склонны к глубокому анализу данных и не могут концентрироваться на чем–то больше чем на 8 секунд. Желательно, чтобы в эти секунды информация была разбита на несколько звуковых фрагментов. В подарок к синдрому дефицита внимания работодателям нового поколения досталась гиперактивность. Так что приготовьтесь: Z обязательно будут подрабатывать на стороне или будут требовать от босса уважения и понимания.
Стиллман исследует проблемы поколений почти 20 лет. Оттого книга четко структурирована и не содержит воды. Он отлично разбирается в том, как пять живущих сейчас в мире поколений взаимодействуют между собой на работе и дома и почему именно они так делают. Читать о том, как одно поколение воспитывает другое и что из этого получается, крайне увлекательно даже несмотря на то, что анализ большей частью затрагивает американские реалии. Единственный минус книги — глава о том, почему каждое поколение называется так, как называется. Здесь начинаешь зевать. Но все это нужно для того, что помочь читателю снять "очки" своего поколения и посмотреть на мир глазами, которые достались Z. Чтобы понять, принять, простить и использовать на работе по максимуму.
Хорошая новость: Z намерены добиваться успеха на работе и настроены трудиться в одной компании как можно дольше, около 8–10 лет. Карьера — их главная цель, и они готовятся к ней с малолетства. Кроме того, Z упорно трудятся над созданием собственного имиджа и стремятся персонализировать все, что их окружает. Грамотный руководитель может найти в этом пользу: покажи Z персонализированный карьерный план и купи его с потрохами. Новое поколение гораздо мотивированнее и конкурентоспособнее других, прагматичнее и не боится ошибок.
Неподготовленному начальнику это поколение не по зубам. "Единственный способ пробудить к жизни все лучшие черты Z на рабочем месте — осознать, что они обладают собственным неповторимым складом личности, который влияет и на их поведение в рабочей среде. Могут ли эти отличия быть негативными? Даже не сомневайтесь. Могут ли они быть полезны? Конечно", — говорит Стиллман. Он выделяет семь характерных особенностей типичного Z и убедительно доказывает, как они могут навредить работодателю, если тот вовремя не положит руку на пульс, а как — пойти компании на пользу. Работодатель для Z — это не мудрец на сцене, а инструктор за пультом: равный, но более опытный, предупреждает автор.
Самое главное, что есть в этой книге, — голос самих Z. В соавторы к отцу напросился Иона Стиллман: он без утайки говорит все, что думает про выводы отца про свое поколение. Отец и сын спорят на страницах книги, и это выглядит здорово. Более наглядного объяснения про взаимоотношения с начальством, разницу в восприятии информации, способы решения трудных задач, коммуникации с коллегами, принятие решений и поведение с деловыми партнерами сложно придумать.
"Мы скептически относимся к компаниям, не проявляющим активность в социальных сетях. Так что первое правило рекрутинга поколения Z звучит так: независимо от того, как давно существует ваша отрасль, вы должны быть активны онлайн. Мы ассоциируем корпоративную культуру с тем, какие интересы и хобби у коллег. Для нас гиперважно личное общение. Можете контролировать каждый шаг: мы к этому привыкли. Не говорите громких слов, переходите сразу к сути. Мы ценим честный и открытый разговор", — реплики Ионы разбросаны по всей книге. Z считают за счастье получить работу и готовы начинать с самого низа, им важно, где находится офис и можно ли обойтись без него, есть ли у компании миссия и какое воздействие она оказывает на общество.
Итак, книга помогает понять, чего ждут представители поколения Z от своей карьеры и работодателя. Придется хорошенько постараться, чтобы вписать их в реалии трудовой жизни. Скорее всего, говорит Стиллман, Z видоизменят под себя эти самые реалии. Но процесс еще можно успеть возглавить. Поколение Z не боится провалов и больше озабочено тем, что ему не дадут попробовать. Стремление "пробовать" придется контролировать: риски могут быть слишком велики, и эти риски не волнуют Z. Ошибки для них — это полезный и позитивный опыт, способ изучать мир.
Зачем читать? Через 2 года численность поколения Z составит 40% населения планеты. Понять его и найти с ним общий язык придется всем. Вместо того чтобы закатывать глаза от их наглости, попробуем встать на их место, предлагает Стиллман–старший.