Британская аналитическая компания MUSO опубликовала исследование по количеству скачиваний нелицензионного контента в мире. Вопреки стереотипам Россия не стала самой "пиратской" страной мира и уступила пальму первенства США. "ДП" рассказывает, что и где скачивают в разных странах и как борются с пиратством.
За последний год пиратские сайты в мире посетили более 300 млрд раз. Больше всего пользователи Интернета интересовались музыкой (73,9 млрд визитов и скачиваний) и фильмами (53,2 млрд). Помимо США и России лидерами по пиратству стали Индия, Бразилия и Турция. Сейчас пиратский контент популярен как никогда, отмечают исследователи MUSO. Несмотря на наличие доступных стриминговых онлайн-сервисов Netflix и Spotify, большинство пользователей все равно предпочитает незаконный контент, а самый высокий процент роста наблюдается у торрент-скачиваний.
Пиратская бухта
Кроме США, практически все страны в списке лидеров пиратства относятся к странам с развивающейся экономикой, где пользователям проще добыть контент незаконно, нежели за него платить. В США же, даже несмотря на всеобщую доступность легального контента, за 2017 год, по примерным подсчетам, произошло 27,9 млрд пиратских скачиваний.
Пиратство в США носит скорее принципиальный характер, чем вынужденный. На популярном англоязычном анонимном форуме 4chan существует отдельная тема для обсуждения (обитатели форума называют такие темы бордами, или boards) скачивания через торрент-трекеры. В этом источнике пользователи создали целую инструкцию о том, как и где правильно скачивать пиратский контент. Инструкция постоянно обновляется: в ней есть ссылки на местное законодательство, разъяснены некоторые юридические и технические термины, а также размещено руководство по сетевой безопасности, чтобы "пиратом" можно было быть анонимно и без последствий.
Согласно американскому закону об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act), в пиратстве могут обвинить лишь гражданина, выкладывающего чужой авторский контент в свободный доступ, а не скачивающего его. Именно этой лазейкой и пользуются американцы, стараясь выбирать на площадках зарубежные трекеры. Пользователи, раздающие контент, используют сервисы, меняющие IP-адрес. Интернет-провайдеры борются с пиратами тем, что просто отключают у них Интернет, если вдруг обнаружится, что клиент качает нелегально.
Самой крупной пиратской площадкой в американском сегменте Интернета является сайт The Pirate Bay, основанный, как ни странно, шведами. Согласно статистике сайта, больше всего качают киноновинки и музыку. Например, в последнюю неделю марта самым скачиваемым фильмом стал "Бегущий по лезвию 2049". Несмотря на большое количество судебных исков со стороны правообладателей и попытки блокировок, The Pirate Bay продолжает свое существование любыми способами. После того как "пиратскую бухту" официально забанили в поисковике Google, было запущено несколько десятков "зеркал" сайта, которые множатся с каждым днем. А в 2012 году "пираты" заявили, что собираются запустить часть оборудования сервиса сайта на дронах над нейтральными водами. Сейчас сайт существует за счет рекламы и майнинга криптовалюты Monero, которую в 2017 году администраторы встроили в код сайта.
Что происходит с пиратством в России
В России о проблеме пиратства говорят уже не один год, и с ним было связано немало громких случаев. Но после того как стало ясно, что блокировка пиратских сайтов помогает плохо и люди все равно охотнее пользуются нелегальными онлайн-кинотеатрами либо торрент-трекерами, пиратство в России начали приручать.
Так, например, поступила "ВКонтакте" после того, как ввела платную подписку на музыку в мобильных приложениях. Деньги от подписок идут правообладателям — соцсеть заключила контракт с крупными музыкальными лейблами. Проблема заключается в том, что почти все аудиозаписи, загруженные в социальную сеть, имеют довольно среднее качество звучания, потому что были добыты нелегальным путем. Платная подписка на музыку "ВКонтакте" стоит почти столько же, сколько в Apple Music, где с самого начала загружались треки высокого качества от правообладателей. Поэтому пользователям все еще непонятно, зачем платить деньги за пиратский по сути контент в легальной обертке. У приложения BOOM, через которое происходит подписка на музыку из "ВКонтакте", невероятно низкие оценки в Google Store (1,2 балла из 5), а рейтинги приложения самой социальной сети после обновления тоже упали.
Согласно статистике MUSO, за 2017 год в России скачали пиратский контент 20,6 млрд раз. Несмотря на то что с прошлого года действует закон, по которому разрешено блокировать "зеркала" пиратских сайтов в досудебном порядке, их количество продолжает расти. Например, у знаменитого российского пиратского сайта Rutracker есть около сотни зеркал. Кроме того, нелегальные площадки с удовольствием монетизируют свой контент. Особенно это любят делать онлайн-кинотеатры, которые размещают на своих сайтах рекламу. Как пишет Forbes, именно на онлайн-кинотеатры приходится наибольшая доля потребления пиратского видеоконтента в России — 49%.
Спасение — в экономике
В Индии, Бразилии и Турции причины интернет-пиратства те же, что и в России. Пиратство в здешних сегментах Интернета появилось раньше законодательства в цифровой среде. Поэтому нововведения не поспевают за его развитием.
Как в России и США, наибольшая доля скачиваемого контента здесь приходится на видео, особенно на фильмы и сериалы. Согласно сообщениям Ассоциации дистрибьюторов кинофильмов (Motion Picture Distributor’s Association), Индия имеет один из самых высоких показателей видеопиратства на душу населения, чем в любой другой стране мира. В 2015 году местные кинопродюсеры даже пытались приостановить на несколько месяцев съемки индийских сериалов в Болливуде, чтобы не нести убытки. В Индии популярны англоязычные пиратские ресурсы, в том числе тот же The Pirate Bay, а также местные аналоги. Известно, что правительство уже заблокировало из-за этого около 830 сайтов.
Совет по исследованиям в области общественных наук (Social Science Research Council) отмечает, что борьба с пиратством в развивающихся странах запретительными мерами бесполезна. В них пиратство не считается чем-то зазорным, а, наоборот, практикуется большей частью населения, немаловажную роль здесь также играет дешевизна местного Интернета.
Кроме того, низкий уровень дохода населения не коррелирует с высокими ценами на лицензионный контент. Чтобы цены на легальном рынке понизились, на нем должны присутствовать сильные местные игроки, а в развивающихся странах на рынке доминируют глобальные медиакорпорации, которые не дают появиться сильным конкурентам. Поэтому, как ни странно, самым эффективным способом борьбы с пиратством, по мнению экспертов, должно стать развитие местной экономики, хоть опыт США и говорит об обратном.