Воровства у нас боятся больше пожара. Публицист Андрей Рубанов о трагедии в Кемерово

    

Андрей Рубанов, писатель:
16 лет назад я работал сварщиком в фирме, изготавливающей металлоконструкции.
Вдруг вышел федеральный закон, предписывающий каждому учебному и детскому заведению иметь на первых этажах своих зданий распашные стальные решетки: чтобы в случае пожара люди могли покинуть здание через окна.
Я своими руками изготовил и установил несколько десятков распашных стальных решеток в школах и колледжах Москвы и Подмосковья.
После установки каждой такой распашной решетки приходил директор заведения, лично вешал на решетку навесной замок, а ключ уносил с собой.
Все эти директора боялись отнюдь не возможного пожара, но воровства.
Во всех зданиях, массово посещаемых гражданами, есть пожарные выходы, распашные решетки и так далее, за этим следит пожарная инспекция – но все это обычно закрыто на замки во избежание проникновения воров, а ключи от замков лежат в кабинете начальника, в дальнем ящике стола, и если начальника нет – его кабинет тоже заперт на замок.
Потому что главнейшей проблемой для любого начальника является отнюдь не возможный пожар, а воровство, тайное хищение имущества.
Это противоречие трудно снять: для защиты от воров все выходы следует надежно запереть, и одновременно те же самые выходы следует держать наготове, открытыми на случай возможной пожарной тревоги.
Еще хуже обстоит дело с использованием горючих строительных материалов: три четверти зданий в России построены еще при СССР. Основным законом для строителя являются СНиП - строительные нормы и правила.
Три четверти зданий в России возведены согласно устаревшим СНиП, пятидесятилетней давности.
Горючие, токсичные строительные материалы, линолеумы, краски, пластики, деревянные перегородки – повсюду, в большинстве детских садов, школ, в местах массового скопления людей.
Чтобы убрать отовсюду горючие, пожароопасные строительные материалы и элементы конструкций, следует потратить многие миллиарды, фактически капитально отремонтировать тысячи, десятки тысяч зданий по всей стране.
Дорогие, любимые люди, берегите себя, помните о пожарной опасности. При малейших признаках задымления покидайте помещения и помогайте покинуть другим, в первую очередь детям.
Настали дни скорби.
В песне Гребня «Человек из Кемерова» есть строка: «Он придет и молча поправит всё».
Но вот – настал момент, когда никто не пришел и не поправил, ни молча, никак.
Черный день.