Готовься к войне. Аналитик Дмитрий Голубовский о геополитических сценариях после Солсбери

  

Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»:
Выборы и прочие шутки шутками, а теперь о серьезном.
Сейчас анализирую политические новости в интерпретации глобальных медиа за последние месяцы, складывается такой вот ассоциативный ряд: Сирия — химоружие — Асад — Россия — Солсбери — Путин — химоружие.
Второй план: конфликт в Совбезе ООН вокруг Сирии, собственно обострение в Сирии, реклама новых российских вооружений Путиным в его предвыборной речи и как будто в ответ на эту рекламу совершенно реальное сосредоточение военной мощи США вокруг Сирии, которое отмечает Генштаб РФ. Генштаб РФ отмечает, что американцы создали три ударные группировки крылатых ракет, а также готовят на юге Сирии провокацию с использованием химоружия для создания casus belli.
Третий план: кокаиновый скандал вокруг МИД, дискредитирующий МИД до уровня мафиозной структуры, сексуальный скандал вокруг Дерипаски, который косвенно выводит на тему вмешательства РФ в американские выборы, и это тоже не шутки, раз уж сам Патрушев летал за Рыбкой в Таиланд и вернулся оттуда не солоно хлебавши.
Четвертый план: торговая война Трампа и политическая трансформация Китая. Кстати, может быть, это как раз первый план, а все остальное вторично, но это зависит от того, на каком тайфрейме оценивать значимость.
Где-то совсем на заднем фоне есть еще Саудовская Аравия и ее союзники, Израиль, Иран и Турция, и на этом фронте на днях саудовский принц заявил, что если Иран создаст атомную бомбу, Саудовская Аравия ответит тем же (читай — возьмет у Израиля, который по такому случаю поделится).
Все это детали гибридной мировой войны, ведущейся на разных фронтах, точнее на разных планах.
Давайте попробуем резюмировать данный разносторонний поток информации.
1. Что является в нем якорным элементом? Химоружие.
2. Вокруг химоружия заякорены Асад и Путин. Они — союзники. Россия как страна пока что политкорректно выводится из конфликта, на что прямо указывает британский МИД, заявляя дословно: «У нас нет проблем с русскими, у нас есть проблемы с Кремлем». И такое отношение, кстати, очень хорошо укладывается в британский подход «конфликт конфликтом, но погашение долгов и процентов — по расписанию». Такого же подхода стараются пока что придерживаться и американцы, которые вводят санкции против персоналий и отдельных предприятий, не стремясь серьезно навредить финансовому сектору России в целом.
3. Вокруг Путина уже выстраиваются олигархи и российский ВПК, на которых направлены санкции и против которых, вероятно, будут вводиться новые санкции. Это обратная сторона медали «нет проблем с русскими, есть проблемы с Путиным». Раз с Путиным, значит, и со всеми, кто вокруг него.
4. Законы, согласно которым можно замораживать активы «подозрительных лиц», в Британии приняты. Британский ультиматум на самом деле стоит воспринимать именно в том ключе, что военные действия на финансовом фронте начаты. Инцидент в Солсбери дает casus belli для финансовых репрессий. Кстати, Британия, пользуясь случаем, «подняла на уши» все Британское содружество, а это значит, что такие «финансовые гавани», как Кипр, Мальта и ряд квазисуверенных карибских государств, для определенного контингента закрываются. Так что кипрский паспорт Дерипаске вряд ли поможет. Они сдадут все, если потребуют. Британские коронные территории типа Виргинских островов и прочих подобных сдадут все тем более.
5. По всей видимости, в Сирии на днях будет создан casus belli для военных акций, которые уже будет вести Пентагон. Опять же casus belli создается при помощи химоружия. Чтобы в сознании всего мира закрепилась картинка: «Путин и Асад убивают химоружием своих врагов».
Если этот casus belli будет создан, вслед за финансовым будет предъявлен и военно-политический ультиматум.
6. Не удивлюсь, если в этот же момент последует активизация на украинском плане глобальной войны. Там уже наметилось некоторое обострение в связи с делом «Газпрома». Да и Порошенко в последнее время начал говорить довольно дерзко.
Варианты развязки:
1. Тактическое отступление Кремля с элементами торга. В сущности, слив Пригожина, которого американцы обвинили в организации хакерских атак, — это уже некий шаг в этом направлении. Его людей подставили в Сирии, его самого в России лишили его куска бюджетного пирога.
Следствие: восстановление равновесия группировок, пара показательных отставок после "выборов" Путина. Условные либералы вернут себе утраченные за последние несколько лет позиции. Некоторые счета для острастки арестуют британцы, несколько новых персон для острастки внесут в санкционные списки американцы, и все вернутся к своим делам. Трамп — к торговой войне, англичане — к процедуре Brexit, которая, по сути, является попыткой купировать торговую войну. Китай продолжит сосредотачиваться. В России продолжится ползание экономики по дну с вставанием с колен по телевизору в ожидании роста цен на нефть. И этот рост будет, когда Трамп таки доберется до Ирана.
С точки зрения реальной политики это самый правильный ход. На мой взгляд. Потому как экономических ресурсов для игры на обострение с Западом у России сейчас нет, да и не нужно это объективно ни Западу, ни России, а нужно лишь для внутреннего укрепления определенной группировки, которая зашла слишком далеко в своей борьбе за власть, стремясь укрепить свои позиции перед ее большим переделом через 6 лет.
Как и все, что является наиболее разумным, это мне кажется наименее вероятным.
2. Попытка обострения в Сирии. Неважно, с чьей стороны. Вероятный сценарий: устраивается очередное «применение химического оружия Асадом», после чего американцы пробуют раскатать Асада вместе со всем тем, что туда сейчас завезли из России.
Если это без особого труда им удается, это уже будет большой слив. С соплями, потерей лица, с воплями в Совбезе. Это будет слив и на внутриполитическом уровне (а как же наши новые ракеты, показанные в мультике?!).
Следствие во внешней политике — ослабление и дальнейшая изоляция, во внутренней — наступит время большой драки с непредсказуемым исходом. В пределе это будет классический случай «превращения империалистической войны в гражданскую» © Дедушка Ленин. Думаю, в России найдется множество сил, которые захотят таким случаем воспользоваться, просто потому, что слишком много обиженных той группировкой, которая консолидировала сейчас власть. Британцы в этом сценарии будут играть роль легкой конницы, добивающей отступающих — на финансовом фронте.
А вот если у американцев будут проблемы в результате обострения, что возможно, если в Сирию завезено достаточно высокотехнологичного оружия, достаточно персонала для его обслуживания и его качество достаточно высоко, чтобы дать отпор массированному авиационно-ракетному удару, тогда расклад будет очень интересным. Потому что в этом случае мы влетим в классическую холодную войну. Когда, с одной стороны, да, мы покажем Западу «кузькину мать», но с другой стороны, неиллюзорно огребем финансово, потому что тут британцы сыграют уже роль не легкой кавалерии, а тяжелой артиллерии. Начнутся массированные финансовые репрессии и, возможно, новые санкции уже против российской финансовой системы в целом. В этом сценарии уже не будут говорить, что «у нас проблемы не с русскими, а с Кремлем», и начнется настоящая гонка вооружений. В этом сценарии, на мой взгляд, открывается возможность тактического альянса России с Китаем, потому что Китай будет заинтересован в оружии, способном дать отпор США.
3. Трамп сделает неожиданный ход, чтобы избежать столкновения.
Трампу это столкновение не нужно, оно нужно его противникам, как внешнеполитическим, так и внутриполитическим. В США вокруг фигуры Трампа действительно достаточно жесткий конфликт, и его меры, в том числе направленные на реформирование торговых соглашений, далеко не всеми в США встречаются одобрительно. В конце концов даже нефтяник Тиллерсон отошел от Трампа, открыто встал на сторону Лондона после инцидента в Солсбери и, похоже, именно за это поплатился должностью.
Не думаю, что у Трампа какие-то особые завязки с Россией, просто Россия явно не в приоритете его внешней политики. В приоритете у него Иран и Китай и проблемы с торговым балансом, о чем он совершенно ясно и открыто давал понять еще во время предвыборной кампании. Он вообще человек прямолинейный и делает то, о чем ранее заявлял, настолько, насколько ему дают делать это в рамках американской системы сдержек и противовесов. Ясно, что на фоне тех задач, которые он стремится решить в пользу той части американского истеблишмента, которая его выдвинула, дополнительный конфликт с Кремлем Трампу не нужен. Потому что в результате такого конфликта Трамп рискует получить либо альянс России и Китая, либо ослабленную Россию, что приведет к усилению Китая на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Если Трамп сейчас что-то предпримет, чтобы остановить эскалацию, он даст Путину большую фору. Но усилит оппозицию себе в своей стране, можно даже сказать, вызовет огонь на себя. И, вполне возможно, реально приблизится к судьбе Кеннеди. Нужно ли ему это и стоит ли игра свеч? Поживем — увидим.
Я чувствую одно: некое событие, приближение которого я чувствовал еще по росту волатильности финансовых рынков, должно наступить. Обострение явное. Все взаимосвязано. Должна быть какая-то разрядка.