Обязательная государственная классификация отелей привела к созданию рынка гостиничного аудита емкостью 300 млн рублей в год.
По данным Booking.com, в Петербурге и Ленобласти предлагается около 5 тыс. средств размещения (гостиниц, хостелов, мотелей, кемпингов, мини–отелей, апартаментов). Все они к 2021 году должны получить у аккредитованной государством организации категорию в соответствии с уровнем сервиса и набором услуг. Введение обязательной классификации отелей создало рынок гостиничных аудиторов емкостью 300 млн рублей в год. Эксперты указывают, что поставленная на поток классификация начинает превращаться в пустую формальность.
Успели к мундиалю
Госдума утвердила обязательную классификацию гостиниц в конце января. К 1 июля 2019 года должны получить категорию гостиницы с фондом более 50 номеров, к 1 января 2020–го — на 15–50 номеров, к 2021–му — все остальные. Свидетельство о присвоении отелю категории действует 3 года, потом классификация проводится заново. По данным комитета по развитию туризма Петербурга, уже получили звезды 1100 средств размещения на 38 тыс. номеров. Они стремились успеть к чемпионату мира по футболу (ЧМ), который пройдет в июне–июле.
В Петербурге для проведения классификации аккредитован десяток компаний. Стоимость этой процедуры — 30–250 тыс. рублей в зависимости от размера отеля и количества звезд, на которые он претендует, говорит гендиректор компании Hospitality Management Блейк Андерсон–Бунтз.
"Пик спроса на классификацию был в 2016 году, ведь те, кто хотел размещать гостей ЧМ, должны были получить звезды к 2017–му. Сейчас мы классифицируем новые гостиницы, мини–отели, хостелы", — рассказывает эксперт по классификации гостиниц ООО "Тест — С.–Петербург" Александра Скородумова.
Рынок развивается быстрее
Участники рынка неоднозначно относятся к обязательному распределению звезд.
По мнению гендиректора "Авиелен А. Г." Андрея Канивца, отели с международным брендом не нуждаются в дополнительной классификации: "Качество услуг в них предсказуемо, так как определяется и контролируется политикой бренда, в этом и состоит преимущество отелей под управлением международных операторов".
Непонятно, насколько требования госклассификации соответствуют сформировавшимся на рынке стандартам, отмечает Блейк Андерсон–Бунтз. Он не уверен в уровне квалификации компаний, которые проводят гостиничный аудит. Критерии государственной классификации отстают от требований рынка, признает глава Центра классификации Лилия Биткулова.
Сетевые бренды регулярно пересматривают внутренние стандарты в соответствии с современными требованиями. Закон об обязательной классификации тоже нужно обновлять не реже чем раз в 3 года, иначе в нем не будет смысла.
Квазиконкуренция
Участники рынка опасаются, что рано или поздно свидетельствами о классификации начнут торговать недобросовестные аудиторы, как это в свое время произошло с паспортами энергопотребления, которые должны были оформить все хозяйствующие субъекты после принятия в 2009 году ФЗ "Об энергоэффективности".
"Купив ничего не значащую бумажку, отель сможет предлагать свои услуги, хотя их качество не будет соответствовать сертификату. Не неся существенных затрат, он будет конкурировать с отелями, которые вкладываются в поддержание качества услуг", — говорит Блейк Андерсон–Бунтз.
Гостиничный бизнес не нуждается в государственном регулировании, считают отельеры. Конкуренция за постояльцев и так заставляет участников рынка следить за качеством предоставляемого ими сервиса.