Как прошла Биржа стартапов №37

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Робот для коровы, uber для тракториста, женственные купальники для занятий спортом и другие проекты увидели на первой в этом году "Бирже стартапов" инвесторы.

По традиции «Биржа стартапов» вновь прошла в ресторане «Rыба». Презентации стартапов слушали Максим Иванов, Алексей Фурсов, Мария Евневич и другие. Сразу три проекта из шести получили приглашения на встречу для переговоров о возможной сделке. Одним из стартапов, заручившимся поддержкой инвесторов, стал проект производства живых креветок Кирилла Кириллова. Он, судя по итогам закрытого голосования членов жюри, и стал победителем февральской «Биржи». Следующая «Биржа стартапов» пройдет 21 марта. Заявки от проектов «ДП» принимает до 12 марта.
Встречу инвесторов и соискателей инвестиций открыл бизнесмен и мастер спорта РФ по плаванию Степан Смекалов. Он представил на суд жюри проект дизайнерских купальников. «Бизнес является действующим, мы уже четвертый год помогаем девушкам, женщинам выглядеть красиво и женственно при занятиях плаванием», — обратился он к бизнес-ангелам.

Купальники для настоящих женщин

Идея проекта родилась в феврале 2013 года у фитнес-тренера Анастасии Никитиной и мастера спорта РФ по плаванию Степана Смекалова. Первая коллекция появилась уже летом, главная идея проекта — яркие, женственные купальники для занятий спортом. Сейчас купальные костюмы под маркой VS шьют в Китае и ЕС из европейских тканей. Стартовый капитал компании составил 19 млн рублей: сумма сложилась из накопленных средств, кредитных и заемных. Оборот компании в 2017 году — 14 млн рублей. Товары продаются в РФ, Белоруссии, Казахстане. Сейчас команда ищет 32 млн рублей инвестиций для масштабирования и стратегического партнера для усиления позиций на рынке РФ. Команда стартапа состоит из 12 человек. По словам представителей стартапа, проект поддерживает ментор Владимир Волошин, президент ассоциации выпускников Московской школы управления «Сколково». Презентацию проекта можно скачать здесь.
«На данный момент основным каналом сбыта является оптовые продажи через наших партнеров по всей России. Мы работаем с 45 спа-отелями и с 35 фитнес-клубами по всей России. На этот канал продаж приходится 98% от общего числа продаж, остальное занимают онлайн-продажи через собственный интернет-сайт», — пояснил представитель проекта.
По словам Степана, бизнес дизайнерских купальников непрерывно растет, выручка компании за прошлый год составила 15 млн рублей. Проект ищет ангельские деньги на расширение присутствия своего бренда во всех точках офлайн, что позволит вырасти обороту бизнеса до 1 млрд рублей в год. Для этого проекту необходимо 34 млн рублей. «Мы ищем не просто деньги, мы ищем инвестора, который поможет достичь нам наших целей, — заявил Степан. — За 2017 год мы продали 2100 купальников по себестоимости от $10-18 в зависимости от сложности и средней цене 4,5 тыс. рублей».
Ирэна Токер, представитель Concept Group, попросила объяснить Степана, в чем уникальность его проекта. «В первую очередь качество материалов, которые мы подбираем. Используются только самые современные материалы, для выявления трендов мы участвуем в выставках и следим за новинками. Итальянские ткани, самые новые, которые только появляются, мы постоянно участвуем в выставках, следим за новинками и используем их в своей продукции. Именно они обеспечивают идеальную посадку на девушек, которые хотят выглядеть прекрасно не только в бальном платье, но и в купальнике. Кроме того, это уникальный дизайн на слитных купальниках, который рисуется вручную и соответствует моде еще два сезона вперед», — ответил предприниматель.
Александра Киселева, руководитель производства Concept Group, усомнилась в актуальности используемых принтов. «Ребятам стоит поработать с дизайном купальников. Пока то, что я вижу, с трендами и модными тенденциями существенно разнится», — отметила она.
Марию Евневич смутила ценовая политика компании и неизвестность бренда. «У меня есть большие сомнения, что это вообще реально: в больших объемах за такие деньги продавать практически ноунейм. А чтобы перестать быть ноунеймом, проекту нужны какие-то чудовищные маркетинговые вливания. Бренд — это очень важно, я, например, когда купальники покупаю, обращаю внимание на бренд», — обратилась к проекту она.
Михаил Гаврилов посоветовал проекту заниматься онлайн-продажами. «Проекту необходимо создать онлайн-каналы продаж. Самый простой способ — это увеличивать количество подписчиков в социальных сетях и посещений на собственный сайт. В онлайн, для начала, можно продавать то, что осталось после офлайн-продажи. Команде не нужны 34 млн рублей, чтобы они в запасах лежали, они принесут косты, а не доход, стоит заняться маркетингом», — пояснил эксперт.
Представителю бизнес-инкубатора «Ингрия» Полине Лукьяновой, наоборот, понравилась идея женственных купальников для фитнеса. «Это интересно! Как человек, который ходит в фитнес-зал, могу сказать, что выбора немного. Интересных расцветок и оригинальных дизайнов мало», — подчеркнула она.

Робот-доильщик

Вторым на февральской «Бирже» выступил генеральный директор ООО «АГАТ» Александр Цюк c проектом по разработке доильного робота. «Применение доильного робота позволит поднять рентабельность производства в 2 или 3 раза, а также поспособствовать решению проблемы сокращения фермерских хозяйств по причине нехватки кадров», —  обратился к членам жюри основатель проекта. В качестве основного преимущества проекта была названа ее 10-кратная меньшая стоимость по сравнению с существующими аналогами, которая достигается за счет использования самых современных технологий и отказа команды от патентных прав на интеллектуальную собственность.
Идея проекта родилась у инженера Александра Цюка и программиста Дмитрия Бороздина в марте прошлого года. Технология позволяет создать робота для молочного производства в несколько раз дешевле существующих на рынке западных аналогов. Сегодня в проект вложено 4 млн рублей, готов прототип. По задумке авторов изобретения, робот не только автоматически доит корову, но и способен диагностировать у нее раннюю стадию мастита, что в результате снижает издержки фермы на лечение скота. Цель проекта — вывести на рынок доильного робота, который был бы по карману небольшим фермерским хозйяствам. Команда ищет 10 млн рублей на развитие проекта и готова вернуть инвестиции через 3 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.
«По существу, мы говорим о разработке, которая переводит роботизированное доение из разряда элитной техники для избранных в ширпотреб, стандарт для отрасли. И у нас уже есть детальное представление того, что нужно сделать, чтобы через 9 месяцев получить два реально работающих робота на фермерских хозяйствах и пройти всю необходимую сертификацию», — пояснил представитель проекта. Один робот сможет обслуживать 60-70 коров, поэтому будет полезен владельцам малых и средних фермерских хозяйств.
"Сама идея точно достойна уважения. Нечасто сельскохозяйственные технологии интересуют молодых инженеров. Задумка создания доступного доильного робота может быть успешна, но только в случае поддержки государства и только на базе отлаженного производства. Также следует обратить внимание на доступность сервиса обслуживания, не ясно, кто этим будет заниматься. На наш взгляд, на данном этапе плохо проработана бизнес-составляющая проекта, не ясны каналы сбыта и формы информационного сопровождения. Но потенциал у данной идеи, безусловно, есть, хотя Александр не обозначил границы будущих затрат и, соответственно, вложений", — заявила представитель компании "Лосево" Валерия Иванова.
Мария Евневич посоветовала команде следить за политическими планами правительства в этом направлении. «Выбранная отрасль очень серьезно зависит от государственной политики: будем мы поддерживать сельское хозяйство или нет, куда мы собираемся ориентироваться, как будут обстоять дела с импортозамещением. Но если какой-то минимальный тренд сегодняшнего дня сохранится на завтра, то, я думаю, у проекта большие перспективы», — отметила член совета директоров "Максидом".
Многие инвесторы выразили сомнения на счет жизнеспособности стартапа, в частности, Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатор «Ингрия», отметила, что проекту на данном этапе инвестиции не помогут. «Я не уверена, что доильному роботу как-то помогут инвестиции, потому что вы еще не тестировали свой прибор на фермах, на коровах, а это очень важно», — обратилась к команде стартапа она.
Вопрос использования робота в реальном хозяйстве поддержал Юрий Михайлов, который также скептически отнесся к проекту. «Я много видел подобных стартапов, неплохих и с большим потенциалом, но которые в силу особенностей подхода их инициаторов не реализовывались. Я о том, что стоит по-серьезному о чем-то говорить исключительно после того, как робот будет сделан и хоть раз применен в хозяйстве. Нужно опытным путем увидеть, как это на практике, как робот поведет себя в реальных условиях. И, конечно, стоит добавить, что у вас не продуманы такие моменты, как сервис, ремонт, запчасти, обученный персонал и механизмы, которые будут безукоризненно обеспечивать работу всех аппаратов», — прокомментировал он.

Умная система для дома

Затем на импровизированную сцену «Биржи стартапов» вышел Артем Николаев. Он представил на суд жюри новую цифровую разработку, интерактивную схему Flat One для управления домом со смартфона, планшета или с помощью голоса. Презентацию проекта можно скачать здесь.
«Система появилась 2 года назад, она позволяет управлять освещением, водоснабжением, климатом, создавать различные сценарии для безопасности. Сегодня в стартап вложено 4,4 млн рублей. Система уже установлена на девяти объектах. Мультимедийная часть дарит возможность просматривать любой контент (музыку, видео) в любой части дома. Фундаментальное отличие нашей системы от остальных заключается в том, что мы хотим максимально индивидуализировать программирование на объектах», — обратился он к инвесторам.
На данный момент команда состоит из 15 человек, у каждого задействованного в работе есть опыт в своей сфере, сам Артем является генеральным директором этой компании. Он уже 10 лет работает в дистрибуции и проектирует мультимедийные системы и системы автоматизации.
По словам основателя проекта, стоимость оборудования Flat One в 10 раз ниже сегодняшних лидеров рынка, а производительность рабочих при монтаже и настройке существенно выше. Выходить на рынок команда собирается через размещение в салонах, а стратегической задачей ставит себе оснащение жилых комплексов в Петербурге.
Проект «умного дома» ищет 16,7 млн рублей для создания мелкосерийного производства и продвижения компании и обещает своему инвестору через 2 года получение прибыли в троекратном размере, а после бизнес перейдет ко второму этапу инвестирования и собирается оснащать до 150 объектов по всей России через Петербург и дилерскую сеть.
«В нашей разработке мы постарались решить главные проблемы «умных» систем управления и показать, что автоматизация может быть надежной и доступной, — отметил представитель стартапа. — В сфере технологий нельзя стоять на месте, поэтому лаборатория Flat One ведет множество разработок, которые в итоге должны объединиться в одну большую экосистему из самых разнообразных устройств. Это позволит сделать жизнь людей комфортнее и безопаснее».
Евгений Пен, руководитель эндаумент-фонда СПбГУ, обратил внимание коллег и выступающего на выбранный ценовой сегмент компании. «Средний чек у вас достаточно высокий, вы позиционируете себя как премиум-системы. При этом на рынке уже существуют системы стоимостью от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, ничем не уступающие вашей по функционалу», — отметил он. На что предприниматель ответил, что их стартовый комплект стоит 60 тыс. рублей, что заметно ниже цены по рынку. Чтобы убедить бизнес-ангелов в этом, компания провела сравнительный анализ стартового функционала лидирующих компаний на рынке.
«Лично я в этот проект не сильно верю, потому что мне кажется, что вы неправильно позиционируете себя. Фактически сидите в том сегменте, который уже существует и занят в более дешевом варианте. Также вы меня не убедили в существовании какого-то дополнительного функционала, который заинтересовал бы масс-сегмент. Я считаю, что вы быстро вырастите исключительно в том случае, если измените свою стратегию в корне», — подытожил Евгений Пен.
Владимир Маринович, руководитель бизнес-школы «Вверх!», оценил идею стартапа, но обратился к разработчикам с замечанием в их собственной незаинтересованности в сотрудничестве. «Я бы действительно хотел с вами поработать, но и вам, считаю, необходимо чуть увеличить готовность к сотрудничеству и чуть уменьшить «корону», а она присутствует», — обратился он к команде проекта.
Проект поддержала Елена Силинская, директор по развитию стартап-акселератора iDealMachine. «Flat One — достаточно перспективный проект с понятной системой монетизации и стратегией продвижения на рынке. Рынок у такого рода стартапов есть как в России, так и за рубежом. Налажены продажи, что подтверждает востребованность продукта у целевой аудитории. Для масштабирования продаж я бы посоветовала заключить партнерства с крупными игроками рынка для монтажа системы на их объектах», — отметила девушка.
Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО «Банк «Санкт-Петербург», наоборот, посчитал, что этому проекту не нужны деньги. «Вам нужны просто контакты. Я даже уже скинул презентацию «умного дома» своим друзьям, которые занимаются строительством коттеджных поселков. Именно это и будет являться в данном случае способом продаж, и зачем здесь деньги, я, собственно говоря, не очень понимаю», — обратился к проекту он.

Uber для трактора

Следующий проект инвесторам представил Сергей Алексеев, партнер и руководитель отдела продаж проект «Технопоиск», онлайн сервиса для поиска спецтехники.
Идея проекта родилась у серийного предпринимателя и  франчайзи бизнес-школы «Лайк Центр» в Новосибирске Павла Цыганова. Сервис на подобие Uber позволяет владельцам спецтехники более эффективно использовать свои машины. В стартап вложено 8 млн рублей, его курирует бизнес-ангел Владимир Маринович. Сервис зарабатывает на комиссии, которую выплачивает собственник техники. Проект в январе этого года уже привлек частного российского инвестора, он вложил в стартап 5,5 млн рублей. Презентацию проекта можно скачать здесь.
Сейчас команда проекта ищет 35 млн рублей тремя траншами для быстрого роста проекта. Инвестору предлагает 18% компании и прибыльнрость в 136% на вложенный капитал за два года. «Сейчас рынок работает таким образом, что нужно зайти на 5-7 сайтов, сделать каое-то количество звонков, 7-10, узнать какая будет цена, договориться по цене, узнать свободна ли техника. Вобщем, потратить порядка 30 минут», - обратился к инвесторам Сергей Алекеев., -Сервисы конкурентов работают по модели абонентской платы, мы же собираемся зарабатывать на комиссионных заказах, это 350 рублей, её платит собственник техники. В момент снятия заказа с личного кабинета собственника будет сниматься эта комиссия».
По словам Сергея,в январе текущего года был проведён первый раунд инвестиций в размере 5,5 млн рублей, эти деньги направлены на доработку сервиса, компания обещает уже 1 марта запустить новую версию своего сайта с новыми блоками.
«С мая по ноябрь 2017 мы начали зарабатывать деньги, чистая прибыль за сезон с 6 городов составляла 800 тыс. рублей, а за ноябрь мы закрыли 2300 заказов. Таким образом, было принято решение расширяться. Мы уже занимаем 15 городов России, в том числе Петербург, планируется увеличить этот показатель до 36 городов», - пояснил представитель стартапа.
Своей целью стартап провозглашает  стать номером один на рынке аренды строительной спец.техники. Для этого им необходим оборот в 1 млрд. руб., чтобы этого достичь проекту нужно 25 млн. руб. инвестиций в три транша, которые будут потрачены на маркетинг. Инвестору предлагается 18% в доле компании и обещается возврат вложенных средств через 20 месяцев, а также прибыль в 136%. В  базе компании по состоянию на январь 2018 года зарегистрирована 60 тыс. единиц техники.
«Вы говорите, что найти машину можете за 5 минут, а каково реальное среднее время прибытия техники? Как быстро бульдозер  готов тронуться на точку, основываясь на вашем опыте? Как быстро техника в среднем может выйти? - Мы как раз тестировали этот контакт с собственниками. Наши конкуренты допускают здесь ряд ошибок. В первую очередь, когда человек сидит за будьдозером, он не слышит ни оповещения, ни СМСки, мы же направляем ему робототизировный звонок на рабочий телефон, после которого собственник принимает решение, интересно ему данное предложение или нет. Если ответ положительный он получает доступ к деталям и только после этого принимает решение взять заказ или отказаться. Оперативность предоставления достигается за счет большого парка».
Елена Силинская, директор по развитию IDealMachine, посчитала проект перспективным и приняла решение о дальнейшем сотрудничестве с компанией, а также дала пару советов стартаперам. «Технопоиск – проект, который соединяет заказчиков и исполнителей в достаточно консервативной сфере. При этом рынок аренды спец.техники сейчас в поиске инновации, которые бы упростили взаимодействие сторон и повысили эффективность имеющихся у них ресурсов. Проекту необходимо расширять базу заказчиков и исполнителей и показывать успешные кейсы взаимодействия сторон, чтобы быть более инвестиционно-привлекательным», - отметила она. «Я верю, что у Технопоиска есть  хорошее будущее, и вообще всё что связанно с уберизацией  будет актуально в завтрашнем дне», - поддержад ее Владимир Маринович.

Из России с креветкой

Следующим свой проект представил Кирилл Кириллов. Цель стартапа — создать ферму, которая сможет поставлять на рынок живые креветки российского производства. «Существующий рынок креветки состоит из варено-мороженой креветки, которая распространена практически везде; свежемороженой креветки, основные точки сбыта которой расположены в крупных городах, и живой креветки, производящейся на территории России только в селе Коллонтай недалеко от Москвы», — начал свое выступление он.
Производство, по задумке Кирилла Кириллова, будет состоять из пяти помещений по 600 м2 с карантинным модулем в каждом. В год такая ферма сможет давать 100 тонн живых креветок в год. В проект вложено 5 млн рублей. У стартапа есть технология и схема производства, контакты партнеров и поставщиков, участок для строительства, поддержка госструктур. В команде предприниматель с 15-летним стажем, инженер-океанолог, зооинженер-рыбовод. Проект — резидент бизнес-инкубатора «Ингрия». Проект ищет 45 млн рублей на строительство и запуск, предлагая инвестору 28% компании. По расчетам, через 7 лет инвестор получит 100 млн рублей. Презентацию проекта можно скачать здесь.
По новоразработанной технологии креветка, привезенная из Америки, поступает в инновационный производственный модуль на 20 тонн и проходит несколько бассейнов, в течение 5 месяцев она проходит путь от верхнего до самого нижнего бассейна. «На выходе получается 20-граммовая креветка и 100 тонн креветок в год», — пояснил молодой человек. В дальнейшем, по словам Кирилла, проект планируется расширить до производства гигантской пресноводной креветки, австралийского рака, морской спаржи и других морских деликатесов.
Команда состоит из четырех человек. «Потенциальный объем рынка живой креветки в России составляет 840 тонн в год, среди них 400 тонн приходится на Москву и 200 — на Петербург. К нашим потенциальным потребителям относятся рестораны, пивные бары, пиццерии, японская кухня и сетевой ретейл. Кроме того, в будущем предполагается создание собственной сети фаст-фуда, которая будет потреблять только в Петербурге еще 200 тонн в год, а также создание экскурсионной УЗВ для туристов. Но сегодня для реализации проекта нам необходимо 45 млн рублей. Себестоимость производства креветки составит 900-950 рублей, цена реализации — 1600-2000 рублей», — подчеркнул представитель проекта.
В качестве партнеров проекта, по словам Кирилла Кириллова, выступают администрация Ленинградской области, комитет по агропромышленному и рыбнохозяйственному комплексу, отдел развития рыбохозяйственного комплекса. «Государственная поддержка аквакультуры предполагает помощь в виде компенсации 30% УЗВ, затрат на корм в размере 25 р./кг и льготное кредитование на условиях 5% годовых», — отметил он.
«Я достаточно хорошо знаю этот рынок, цена, установленная стартапом, достаточно конкурентная, если она действительно такая. В целом мне был бы интересен этот проект, но только с точки зрения потребителя», — отметил Тимур Дмитриев, совладелец Italy Group.
Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинга», подчеркнул, что потребителю зачастую важна цена, а не качество. «На самом деле на сегодняшний день потребителю все равно — свежемороженая или живая креветка. Если продажная цена будет ниже, чем стоит импортируемый аналог, то этот проект имеет право на жизнь. Ноу-хау того, что она живая, никак не отразится на продажах», — отметил он.
Мария Евневич засомневалась в выгодности предложенных инвестору условий. «Если посчитать по представленным в презентации данным, то инвестору предлагается очень маленькая ставка и 7 лет, чудовищно длинный горизонт на российском рынке. В общем, я с трудом себе представляю, что при этой экономической модели можно найти деньги. Я не разбираюсь в креветках, я просто говорю, что денег на реализацию этого проекта я бы не дала», — отметила она.
Ее поддержал Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО «Банк «Санкт-Петербург». «Если проект приходит и просит у инвестора какую-то ощутимую сумму денег, то вам их не отдадут просто так. Стартап должен показать какой-то ощутимый венчурный рост. Зачем вы это делаете, работаете над своим проектом, не просто чтобы через 2 года вернуть эти деньги, а чтобы превратить компанию, которая сейчас у вас стоит 10 млн рублей, в компанию, которая  стоит $10 млн. Вот тогда это интересно, потому что здесь инвестиционный риск очень высок, и он гораздо выше, чем если вложить в тот же самый биткоин», — заметил он.
Дискуссию подытожил Алексей Фурсов. «Я бы предложил вам задуматься над тем, как сделать ваш бизнес-план для инвестора более интересным», — обратился он к представителю проекта.

Потолок особого натяжения

В финале 37-й по счету «Биржи стартапов» выступил Артур Синев со своим стартапом натяжных потолков VintStrop. «Рынок натяжных потолков ПВХ в России в 2017 году составил 85 млн м2, что в деньгах примерно 42 млрд рублей. При этом существующей технологии уже 50 лет! Потолки устанавливаются только специалистами в помещении, при нагревании до температуры 70 градусов Цельсия с помощью тепловых газовых пушек, — начал свое выступление Артур Синев. — Использование газовых баллонов приводит к их многочисленным взрывам, поэтому целью проекта стала разработка безопасной и совершенной технологии, которая и станет конкурентным преимуществом компании. Данный бизнес позволит создать новый сегмент рынка b2c и значительно расширить существующий, сделав монтаж всецело безопасным, а также сделать возможными продажи комплектующих через сети розничных магазинов».
Собственная разработка стартапа делает процесс монтажа натяжного потолка безопасным за счет использования усовершенственного материала и особых креплений. Для замера помещения и самого монтажа командой стартапа разработано специальное оборудование. У проекта есть патенты, первые продажи. Презентацию проекта можно скачать здесь.
В проект вложено 45 млн рублей. Основатель проекта 24 года работал в строительном бизнесе.
Проект является резидентом бизнес-инкубатора «Ингрия», сейчас ищет 60 млн рублей. Команда готова отдать инвестору 24% компании и обещает вернуть инвестиции за 3 года. Команда состоит из шести человек, среди них изобреталь и разработчик полотна Максим Немальцев, инженер-разработчик Дмитрий Ефремов, ведущий IT-разработчик Владимир Тылызин, ментор проекта и инвестор Владимир Абдрахманов и сам Артур Синев, руководитель проекта.
«Я работал на производстве натяжных потолков и понимал, насколько это опасно, был внутри проблемы, поэтому, конечно, при работе мы исходили из потребностей нашей целевой аудитории. В связи с моим опытом я понимал, что нужно изменить на каждом этапе, чтобы сделать производство более рентабельным и безопасным», — отметил представитель проекта.
Проект вызвал бурную дискуссию. Мария Евневич отметила, что продавать потолки в розницу достаточно проблематично. С ней согласился Юрий Михайлов, частный инвестор, который посчитал будущее проекта VintStrop сомнительным. «При покупке натяжного потолка необходимо исходить из планировки и других нюансов, а их множество, например расположение светильников. Это может стать проблемой», — посчитал он.
Владимира Мариновича эта идея, наоборот, «зацепила», по его собственному выражению. Прежде всего новизной и ярко выраженным конкурентным преимуществом. «В проекте натяжных потолков мне понравилось, что Артур сделал упор именно на безопасности, на том, что эта технология позволяет избегать рисков при монтаже оборудования. Для меня, как и для каждого человека, тема безопасности актуальна и ценна», — пояснил коллегам он.

Не всем нужны деньги

В конце «Биржи стартапов», перед тем как начать общаться с проектами лично, инвесторы обратились к представителям проектов с общими словами и напутствиями. «Мне кажется, что большинство проектов, которые сегодня выступали, выживут и без инвестиций, кроме, возможно, стартапа по разработке доильного робота. Правда, тут я не уверена, что он и с инвестициями выживет, потому что они еще не тестировали свой прибор на фермах, на коровах, а это очень важно, — отметила Полина Лукьянова. — Проекты Flat One и «Технопоиск» понравились, но второй немного вызывает сомнения, так как я не первый раз слышу о проектах аренды техники, конкуренция здесь очень большая. А вот о Flat One я бы хотела узнать побольше, возможно, даже посотрудничать».
«Печально, что многие проекты считают, что для налаживания продаж им в первую очередь нужно поднять инвестиции. По факту для налаживания продаж им нужно понять реальную потребность рынка, потребности целевой аудитории и начать продавать и затем уже масштабировать продажи, поэтому общий совет для всех: общаться со своей целевой аудиторией, понимать ее. Из всех проектов я бы выделила  Flat One и «Технопоиск». Я думаю, что с ними мы отдельно пообщаемся», — поддержала коллегу Елена Силинская, директор по развитию IdealMachine.
«К сожалению, ни один из проектов, за исключением, возможно, доильного аппарата, мне реально не понравился, — признался Юрий Михайлов, частный инвестор. — Но даже в роботе для доения я вижу то, что инициатор проекта, наверное, не видит сейчас, а может быть, и в дальнейшем не придет к этому. Все остальное — это достаточно тривиальные вещи, которые уже на рынке присутствуют в том или ином виде, они существуют давно, продукт их лучше и «продвинутее», в чем новизна представленных проектов, я не увидел».
«Тем проектам, у которых есть только офлайновая часть, необходимо создавать онлайн. На первых своих стадиях им нужно показать инвесторам, какова их онлайновая надстройка, потому что найти деньги сейчас под офлайновый проект очень сложно. Офлайн не считается каким-то выдающимся активом, если у него нет очень серьезной онлайновой надстройки», — отметил Владимир Маринович, председатель совета директоров Бизнес-школы «Вверх!».
«Из шести представленных проектов бизнесом можно назвать стартап «Дизайнерские купальники», «Технопоиск» и проект с натяжными потолками, — поделился своим мнением Михаил Раяк, инвестор, декан Академии ЛИМТУ (ИТМО). — А бизнесу, я считаю, важно правильно нарисовать свою бизнес-модель и четко объяснить инвесторам, сколько на вложенный рубль вернется денег. Этого мы не услышали».
«Я на «Бирже» уже второй год. Познакомился с множеством разных интересных людей, видел много разных стартапов, даже кое-что проинвестировал. Но знаете, в чем проблема всех представленных сегодня стартапов? Все они неинтересны инвесторам. Сегодня готовый, уже реализованный бизнес можно продать не больше чем за 3-годовую выручку. Тем более если мы говорим о недвижимости и еще каких-то вещах. А вы все приходите сюда и говорите, что инвестор получит деньги через 7 лет, да даже через 3 года. Для того чтобы у меня были мысли вкладываться в ваше дело, у вас должно быть на бумаге, хотя бы на бумаге, 1-2 года. Вы все рисуете какие-то нереальные сроки. Доходность на 7 лет — это практически уровень облигаций Сбербанка, банка с гарантированной минимальной рисковой зоной. Так что предлагаю всем задуматься над тем, как сделать ваш бизнес-план для инвестора более интересным», — резюмировал выступление стартаперов Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинг».
В жюри февральской "Биржи стартапов" были:
1. Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан академии ЛИМТУ при ИТМО
2. Мария Евневич, член совета директоров «Максидома»
3. Юрий Михайлов, частный инвестор
4. Максим Иванов, совладелец группы компаний «Галактика»
5. Алексей Семенов, директор по развитию СОБА
6. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты «Деловой Петербург»
7. Полина Лукьянова, генеральный директор технопарка «Ингрия»
8. Владимир Маринович, председатель совета директоров Бизнес-школы «Вверх!»
9. Александра Киселева, руководитель производства Concept Group
10. Ирэна Токер, руководитель отдела белья Concept Group
11. Валерия Иванова, представитель «Лосево»
12. Григорий Бжикян, старший управляющий ИД «Банк «Санкт-Петербург»
13. Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
14. Евгений Пен, руководитель эндаумент-фонда СПбГУ
15. Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинга»
16. Анатолий Поляновский, совладелец «Охта Групп»
17. Елена Силинская, директор по развитию iDealMachine
Следующая "Биржа стартапов" пройдет 21 марта. Заявки от проектов "ДП" принимает до 12 марта. Подать заявку можно, написав в telegram Анастасии Жигач по номеру 89095835363.