За несколько лет число небольших маникюрных студий в Петербурге выросло с нуля более чем до сотни точек. Но крупнейшим игроком является ИП Коновалов — "куратор" нелегальной торговли.
Петербургский рынок маникюрных услуг активно меняется: если несколько лет назад такие услуги оказывали в основном в салонах красоты, теперь лидируют специализированные ногтевые студии. Почти все игроки рынка — молодые компании, но некоторые из них уже превратились в крупные сети.
Консерватизм и рост
По данным 2ГИС, в Петербурге на февраль 2018 года более 3,6 тыс. компаний оказывают услуги маникюра (4,2 тыс. розничных точек). Подавляющая часть — одиночные точки. Это индивидуальные предприниматели или малые компании, они позиционируют бизнес как бьюти–бары, ногтевые студии, парикмахерские и др. Крупнейший игрок рынка — консервативная сеть салонов красоты "Леди". В январе 2017 года точек было 59, спустя год — 58. Владеет сетью ИП А. Н. Коновалов, тот самый предприниматель, который, по версии "ДП" (см. "ДП" №152 от 21.09.2016), курирует городской рынок незаконной торговли с лотков. Почти все остальные сетевые игроки — не многофункциональные салоны, а специализированные ногтевые студии. Это сеть "Студия маникюра Лены Лениной" (19 точек), сеть "Кисточки" (бренд KISTOCHKI, 15 точек), "Пилки" (бренд "ПИLКИ", 32 точки). В "Кисточках" за последний год открылись три новых салона, в 2018 году фирма планирует открыть 10 студий в Петербурге и Ленобласти, вложив 40 млн рублей. "Пилки" тоже готовят к открытию несколько точек.
Модели быстрого роста у всех разные: франшиза, сокращение стартовых затрат (например, стойки в ТЦ вместо полноценных салонов). Есть и необычные способы — так, "Кисточки" в I квартале 2018 года выпустят коммерческих облигаций на 10 млн рублей. За год сумму планируют нарастить до 300 млн рублей, в том числе для выхода на рынок Москвы. У компании уже есть потенциальные инвесторы, готовые купить облигации.
Елена Пономарева, управляющий партнер компании "Форсайт 24", считает, что развитие сетевых "моноформатных" студий закономерно и будет продолжаться. Среди причин — применение франчайзинговой схемы, новые возможности продвижения через соцсети, меньшие площади и затраты, чем у салонов красоты, почти полное отсутствие сезонности на маникюрном рынке.
Захват сетей
"В последние 3 года на рынке маникюрных услуг мы наблюдаем перераспределение сил в сторону узкоспециализированных сетей, — говорит исполнительный директор сети "Кисточки" Анастасия Миссуловина. — По нашим данным, в конце прошлого года треть доли рынка приходилась на монопрофильные сети".
Те же самые тренды, специализация и сетевизация, затронули многие другие рынки. Например, появились сети студий дизайна бровей, наращивания ресниц, экспресс–отбеливания зубов.
Работа без широкого ассортимента вполне реальна: по оценке Елены Пономаревой, до половины выручки типовому салону красоты приносят маникюр и педикюр. "Маникюр — регулярно потребляемая услуга, в отличие от косметологии или массажа, — говорит Елена Пономарева. — И частота обращения выше: примерно раз в 2 недели. Особенно это актуально для гель–лаков, снять их клиентам самостоятельно почти невозможно, таким образом, производители новых видов покрытий "подсадили" клиентов на регулярное приобретение услуг". "Раньше клиент был привязан к конкретному мастеру или месту, теперь все больше людей доверяют бренду, — добавляют в сети студий "ПИLКИ". — Сеть дает возможность независимо от расположения получать услуги по единой цене и одинаково высокого качества". Кроме того, сеть позволяет продавать в розницу продукцию собственного производства.
"Унификация и единые стандарты делают клиента лояльным не мастеру, а салону. Безболезненно обновлять персонал стало проще", — соглашается Анастасия Миссуловина. Она добавляет, что раньше ротация кадров была одной из основных проблем рынка. Качество услуг в этой сфере зависит в основном от мастера, и уход сильного специалиста ослаблял бизнес.
Оценки петербургского рынка маникюрных услуг сильно разнятся. По данным "Форсайта", он составляет около 2 млрд рублей. Это около 40% московского рынка: в столице, по данным 2ГИС, 11 тыс. фирм, предлагающих такие услуги. В сети "Кисточки" оценивают емкость рынка при максимально возможном спросе в 68 млрд рублей. Средняя оценка объема рынка — 7–9 млрд рублей, емкости — 18–23 млрд.
По данным "Левада–центра", 55% российских женщин регулярно делают маникюр, 37% — и педикюр. Но больше половины из них — самостоятельно, не обращаясь ни в салоны, ни в специализированные студии.
“
Среди трендов рынка — рост числа маникюрных студий, где нет парикмахерских и других услуг. Их преимущества перед салонами красоты — скорость, поточное обслуживание, возможность ставить точки там, где салон не откроется (например, в ТЦ). Такие сети быстро растут в том числе за счет франчайзинга. Но не стоит в ближайшие 3–5 лет ждать, что они вытеснят одиночных игроков. У салонов тоже есть преимущества: возможность получить все услуги в одном месте, отдохнуть. К тому же мужчины скорее предпочтут маникюр в кабинете, чем на открытой стойке в ТЦ. Салоны красоты — это рестораны, а студии красоты — фастфуд.
Елена Пономарева
управляющий партнер консалтинговой компании "Форсайт 24"
“
В прошлом году категория "Красота и здоровье" на нашем сервисе активно росла по всем показателям. На сервисе создавалось в 3 раза больше заданий, на столько же увеличилось количество парикмахеров, мастеров по маникюру, массажистов, косметологов. Сейчас на сервисе зарегистрировано 5500 мастеров ногтевого сервиса, 10-15% активно выполняют задания.
Мастера в сфере красоты и здоровья все чаще предпочитают работать на себя. Они отмечают, что такой формат позволяет им оказывать услугу дешевле, чем в салоне, эффективнее планировать рабочее время, набирать собственную базу клиентов и лучше понимать потребности заказчиков.
Анастасия Дементьева
специалист по коммуникациям онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com
“
Монопрофильные сети могут позволить себе больше вкладываться в развитие бизнеса. Одна из тенденций минувшего года в Петербурге — развитие сетевых студий в спальных районах города и ближайших пригородах: посетители экономят время, ищут услуги как можно ближе к дому. Моностудии получили широкое распространение, сформировали интерес к своей услуге и активно захватывают рынок. Все чаще развитие сетей происходит по франчайзинговой модели, которая может быстро обеспечить федеральный охват. Если говорить о моде — в этом году возвращаются наращенные ногти.
Анастасия Миссуловина
исполнительный директор сети студий KISTOCHKI