Российские железные дороги собираются запускать поезда в Европу

Российские железные дороги нарастили международные пассажирские перевозки на 10% за 2017 год. В планах РЖД — расширить международное сообщение за счет создания совместных предприятий с иностранными операторами.

Объем международных пассажирских перевозок по железной дороге из РФ по итогам 2017 года вырос на 10%, до 706 тыс. пассажиров против 641 тыс. в 2016 году. Львиная доля международных пассажиров (83%) перевозится между Петербургом и соседними государствами — Финляндией, Эстонией. В другие государства из Петербурга прямые поезда не ходят. При этом среди поездов, соединяющих Эстонию и Финляндию с Петербургом, лишь один использует Петербург в качестве отправной точки — скоростной поезд Allegro. Два других состава — "Лев Толстой" и "Балтийский экспресс" следуют в Хельсинки и Таллин из Москвы.
В РЖД хотят расширить международное сообщение из Северной столицы за счет создания совместных предприятий (СП) с зарубежными операторами.
В железнодорожной монополии отмечают, что многие перевозчики из других стран уже выходят со своими предложениями, но конкретных договоренностей пока нет.

Ставка на ускорение

Первым (и пока единственным действующим) проектом создания совместного предприятия РЖД с иностранными партнерами является уже упомянутый скоростной поезд Allegro. СП с финскими железными дорогами VR Group создано в 2006 году, доля каждого участника — 50%. Курсировать между Петербургом и Хельсинки поезда начали в 2010 году.
По итогам 2017 года перевозки пассажиров этим поездом выросли на 22% по сравнению с 2016 годом — до 482 тыс. человек, ежедневно курсируют четыре пары Allegro. Среди мер, которые использует СП для стимулирования пассажиропотока, — периодическое снижение тарифов и скидки за раннее бронирование. Количество петербургских пассажиров, которые пользуются поездом "Балтийский экспресс" на пути в Таллин, в пресс–службе Октябрьской железной дороги (ОЖД) не уточняют, однако говорят, что в целом пассажиропоток на направлении Россия — Эстония по итогам 2017 года вырос на 3,2% по сравнению с 2016 годом, до 104,3 тыс. человек.
Четких планов по открытию новых международных маршрутов из Петербурга у ОЖД пока нет. Перспективы развития международного сообщения связаны прежде всего с ускорением поезда "Лев Толстой" за счет возобновления пограничного контроля в пути и повышения скорости следования по Финляндии, а также с запуском сдвоенных составов Allegro, которые планируется использовать, в частности, во время чемпионата мира по футболу.
В конце 2017 года первый вице–президент РЖД Александр Мишарин заявил, что цель VR Group и РЖД — сократить время в пути поезда "Лев Толстой" с 14 до 8–10 часов в обе стороны. В рамках первого этапа время в пути будет уменьшено более чем с 14 до 12 часов, поезд при этом должен остаться ночным. В дальнейшем планируется перевести его в категорию скоростных. Что касается Allegro, обсуждается возможность организовать подвоз пассажиров из Тампере в Хельсинки с общим тарифом, так как продление маршрута было признано нецелесообразным.

Совместные перевозки

В РЖД склоняются к идее развития международных пассажирских перевозок именно по схеме Allegro, то есть на основе создания совместных предприятий с зарубежными партнерами.
Директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов в начале года сообщил, что организация международных перевозок на основе СП позволит сделать их окупаемыми. "Сейчас на территории РФ единственный перевозчик — Федеральная пассажирская компания (ФПК, структура РЖД), откуда бы поезд ни ехал. И есть соответствующие перекосы в плане тарифов. Есть определенные страны, где платежеспособность пассажиров не всегда такая, чтобы покрыть все расходы. Поэтому ФПК приходится балансировать между доходными перевозками из одних стран и более расходными — из других", — говорил он.
Представитель монополии также подчеркивал, что многие перевозчики из других стран уже выходят к РЖД с инициативами организации перевозок. При этом он отметил трудности, возникающие в тех случаях, когда перевозки осуществляют три и более стороны.
Еще одна сложность — конкуренция со стороны автобусных перевозчиков, авиакомпаний и паромных операторов. И если в ценовом плане, например, Allegro может выиграть у авиакомпаний, то стоимость путешествия морским транспортом будет зачастую сопоставима, а автобусом — значительно ниже. Это стало одним из факторов заморозки проекта эстонского холдинга Lux Express по запуску скоростного поезда Петербург — Таллин. Пару поездов Stadler стоимостью около 10 млн евро каждый планировалось запустить еще в 2015 году, но из–за сомнительных перспектив окупаемости, инфраструктурных сложностей и отсутствия должной поддержки со стороны властей России и Эстонии проект не был реализован.
Прирост пассажиропотока на поездах Allegro в процентах опережает рост числа пассажиров на "Сапсанах". На них уже приходится 86% от общего объема перевозок в российско–финляндском железнодорожном сообщении. Одной из задач развития международных перевозок является приведение в соответствие с европейскими стандартами линий, включаемых в общеевропейскую транспортную систему, путем их реконструкции и модернизации. Для надежной работы международных транспортных коридоров необходимо развитие подходов к морским портам, пограничных переходов и станций.
Кирилл Поляков
Генеральный Директор Ано "Дирекция По Развитию Транспортной Системы Санкт–Петербурга И Ленинградской Области"
У Lux Express больше нет планов по запуску скоростного поезда Петербург — Таллин. Такая идея обсуждалась несколько лет назад, но реализовать ее невозможно без дотаций и политической поддержки с обеих сторон. Бизнес–стратегией компании является обеспечение автобусных перевозок международного уровня между Петербургом, Хельсинки и странами Балтии, куда мы и направляем наше пристальное внимание. В своих планах мы ориентируемся в том числе на потребности бизнес–клиентов, для которых автобус может стать офисом на колесах, а также на туристов, которые хотят в дороге расслабиться и отдохнуть
Хуго Осула
Основатель И Владелец Lux Express Group