Фига в кармане

Самый горячий видеоролик последних дней, посвященный выборам–2018, не так прост, как показалось с ходу.

Вирусный ролик о необходимости идти на выборы в марте 2018 года, который последние дни активно обсуждают в соцсетях, большинство, судя по всему, приняло за чистую монету, что неудивительно. Видео выдержано в том стиле скабрезных шуток, которые не чужды президенту, и рифмуется с серией пошлых роликов 2012 года, где тема участия в выборах молодых девушек подавалась в контексте лишения девственности.
Но если в тех роликах указание на президента был прямым, то сейчас на самом деле ничто в ролике не указывает на то, что он исходит из Кремля. Мы можем об этом догадываться по общей стилистике, но не можем быть уверены в том, что это не искусная подделка. В каком–то смысле, конечно, и это тоже выдает заказчика, ведь известно, что основная идея кампании–2018 — в том, чтобы агитировать не за кандидата от власти, а как бы за то, чтобы люди просто приходили на выборы, их "правильное" голосование только подразумевается.
"Гей на передержке" (одна из страшилок, которой авторы ролика пугают россиян, не желающих идти на выборы) кажется ложной уликой, оставляемой на месте происшествия для того, чтобы запутать следствие, — это какая–то уж очень нарочитая "визитка Яроша". На нее направлено возмущение блогеров, а за кадром остается все остальное, а именно эти эпизоды значат куда больше. Не один только гей пугает главного героя ролика: мы видим, что он не хочет "забирания в армию" (ему ведь уже за 50 лет), не хочет идеологического воспитания школьников, причем любого — в одежде его сына–школьника черная рубашка сочетается с красным галстуком, герой называет это "дебильной формой", не хочет бытовых ограничений, ведь ограничение посещений туалета есть прямое указание на коммуналки.
Такое эклектичное перемешивание страхов перед советским прошлым (коммуналки, пионерия), девяностыми (РНЕ, дедовщина в армии, гиперинфляция) и нулевыми (распространение гомосексуализма и тот же рост цен) — вероятно, попытка достучаться хоть до какого–нибудь из сокровенных опасений мещанина. Не хватает разве что дефицита, крестного хода и энкавэдэшников — видимо, хронометраж не позволил. Однако в последнее время государственная патриотическая пропаганда такова, что бояться армии, школьной идеологии вроде бы больше не нужно, напротив, официально государство движется именно в этом направлении, создавая, например, "Юнармию".
Нельзя создавать "Юнармию" и одновременно пугать ею. В той картине мира, которую создает сегодня телевидение, герой ролика должен был бы в первых рядах записываться в армию, чтобы повоевать с терроризмом на дальних подступах, и лично повязывать сыну на шею красный галстук. Если перед нами продукт государственных политтехнологов, то это роспись пропаганды в бессилии и создании ложных иллюзий. Если, по их мнению, человек должен бояться того, что считается на сегодня достижениями, то зачем такие достижения и есть ли они? Всё в ролике, кроме гея — слишком карикатурного, чтобы воспринимать его всерьез как угрозу, — скорее уж путинская Россия будущего, чем непутинская, и похоже, что это страхи не столько избирателя, сколько самих авторов ролика.