Рейтинг недоверия

Крушение "Ан–148" в Подмосковье может добавить аргументов тем, кто привык не доверять самолетам, произведенным в России и на территории постсоветских республик.

Вылетевший днем 11 февраля из аэропорта Домодедово самолет "Ан–148" "Саратовских авиалиний" пропал с радаров всего через 4 минуты, проведенные в воздухе. Самолет упал в Раменском районе Подмосковья, все 65 пассажиров и шесть членов экипажа погибли при крушении.
Среди обсуждаемых версий случившегося — теракт и обледенение борта. У каждого варианта свои противники. Косвенным аргументом в пользу версии об обледенении называют тот факт, что командир экипажа по неизвестным причинам перед вылетом отказался от соответствующей обработки. При этом эксперты отмечают, что в случае обледенения самолет просто не успел бы набрать высоту.
В пользу версии о разрушении самолета в воздухе говорит большая площадь разброса обломков воздушного судна. Причиной такого разрушения мог стать теракт или же неполадки двигателя, приведшие к взрыву. Уже в понедельник эту версию исключили в Следственном комитете. В ведомстве сообщили, что самолет "в момент падения находился в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета". В сообщении также отмечается, что "будут проверены все версии, в том числе исследованы деятельность авиакомпании, техническое состояние воздушного судна, уровень профессиональной подготовки пилотов, факты прохождения ими необходимого обучения".
Версии наверняка будут выдвигаться еще долго, а тем временем крушение судна станет еще одним ударом по имиджу произведенных в России и на территории стран СНГ самолетов. К ним рядовые пассажиры и так привыкли относиться c недоверием. На различных интернет–форумах полно советов при возможности отдавать предпочтение западным "боингам" или "аэробусам". Не всегда понятно, что общего у субъективного страха перед самолетами, произведенными на бывших советских территориях, и их техническими характеристиками. В основу таких предубеждений могут лечь различные рейтинги, многие из которых тяжело назвать безупречными.

Надежный,но падающий

Некоторые эксперты в авиаотрасли считают "Ан–148" надежным самолетом, отмечая, что такие самолеты есть в составе Специального летного отряда "России", а также в парках МЧС и Минобороны. Тем не менее "Саратовские авиалинии" после трагедии заявили о приостановке эксплуатации данной модели. По статистике, за последние 10 лет самолеты украинской госкомпании "Антонов", которые в России производятся по лицензии на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", попадали в различные инциденты не менее 19 раз. За прошлый год они 3 раза терпели крушение. Во время инцидента в Южном Cудане все 40 пассажиров и члены экипажа остались живы. В апреле того же года "Ан–26", перевозивший военных из кубинского города Баракоа, врезался в гору, погибли все восемь человек, находившихся на борту. В октябре другой "Ан–26" разбился у берегов Кот–д’Ивуара — из 10 пассажиров выжили шесть.

Рейтинг неизвестности

В 2017 году сайт aviationcv.com включил в рейтинг самых опасных моделей самолетов "Ан–32", отметив семь катастроф с человеческими жертвами, в которых фигурировало воздушное судно.
Также в списке упоминались российские "Ту–154" и "Ил–76". Эти же российские лайнеры были и в рейтинге 2009 года, составленном совместно изданием BusinessWeek и страховым консультантом Ascend. В основу рейтинга легли данные о том, как часто происходят трагедии с тем или иным воздушным судном. "Ил–76" и "Ту–154" заняли второе и третье места рейтинга с результатами одна катастрофа со смертельным исходом на 549 тыс. летных часов самолета и одна катастрофа на 1,4 млн летных часов. Кроме того, на шестую строчку рейтинга поместили "Ту–134", но лидером среди самых опасных самолетов все же признали Boeing 737 JT8D, а самолетам американской компании McDonnell Aircraft досталось сразу четыре места в рейтинге.
В 2017 году компания Boеing выпустила свой доклад о катастрофах с участием различных авиалайнеров и назвала условно безопасные модели самолетов — те, которые не были вовлечены в катастрофы, приведшие к человеческим жертвам. При этом специализированные СМИ сообщали, что компания не учла в исследовании ни один из самолетов, произведенных в России, СССР или на территории постсоветских республик.
Сторонники небезопасности отечественных самолетов могли бы обнаружить тут аргументы в пользу собственной теории, но в самом отчете авиапроизводителя уточняется — такие самолеты были исключены из исследования из–за недостаточного количества данных для анализа.
Сам список тоже не стоит считать руководством по тому, какие самолеты стоит выбирать: ряд моделей не были вовлечены в аварии лишь потому, что их выпуск начался совсем недавно.