Кредиторские синдикаты защитили от рисков

С 1 февраля в России вступил в силу закон, позволяющий россиянам получать синдицированные кредиты — займы, предоставляемые несколькими кредиторами или синдикатом кредиторов в рамках единого соглашения, пишет «Парламентская газета».

Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»:
Инициатива урегулирования синдицированного кредитования реализовалась в закон, который вступил в силу в начале февраля. Дело в том, что данный финансовый инструмент существовал давно, однако при возникновении споров суды отмечали сложность в его применении, обращая внимание на отсутствие его прямого правового регулирования.  
Этот вид кредитования имеет важнейшее значение для экономики. Если ранее российские компании для реализации бизнес-проектов привлекали кредиты на западных рынках, то с введением санкций они потеряли такую возможность. Однако создание синдикатов кредиторов внутри страны значительно упростилось, что позволяет заемщикам найти нужную сумму на российском рынке.
Главным отличительным признаком синдицированного кредита является наличие двух или более кредиторов, которые образуют синдикат. Они заключают с заемщиком договор в письменной форме и выбирают кредитного управляющего, в функции которого входит получение исполнения по договору и распределение полученных от заемщика средств между остальными кредиторами.
Законодатель определил общие положения о договоре синдицированного кредита, порядок принятия решений участниками синдиката кредиторов, обязательства каждого участника синдиката кредиторов по отношению к заемщику и иным лицам, порядок осуществления прав кредиторов по договору кредитным управляющим, а также порядок расторжения договора синдицированного кредита.
Тем не менее, несмотря на то что проделана большая работа по систематизации важнейших аспектов синдицированного кредита, остается немало проблем, которые законодатель обошел стороной. К числу таких пробелов можно отнести вопрос о последствиях возникновения нового участника синдиката и влияние этого фактора на заемщика — увеличится ли размер кредитного обязательства или произойдет перераспределение долей в кредите? Нераскрытым остается и вопрос, касающийся полномочий кредитного управляющего в случае банкротства должника и представления интересов участников синдиката в суде.
Также в части прав и обязанностей субъектов правоотношения заметен дисбаланс в сторону кредиторов. Так, законодатель не провел границы полномочий участников синдиката, не определил ответственность участников синдиката по обязательству. Все эти обстоятельства создают угрозу предпринимательским целям заемщиков и, очевидно, помешают развитию этого вида кредитования в нашей стране.
При этом нельзя не отметить, что законодатель движется в правильном направлении. Очевидно, что синдицированный кредит призван помочь тем субъектам хозяйственной деятельности, которые не могут найти достаточные средства для осуществления масштабных бизнес-проектов. Спокойнее чувствуют себя и кредиторы, так как в синдикате происходит перераспределение рисков. В конечном счете успешная реализация проектов, под которые и заключается кредитный договор, способствует экономическому росту и создает новые рабочие места.