Когда лопнет кобальтовый "пузырь". Аналитики о резком росте цен на кобальт в последние годы

Высокий спрос на аккумуляторы для электромобилей и смартфонов привел к сильному росту цен на кобальт. С начала 2016 года он подорожал на Лондонской бирже металлов примерно на 270%, до $80 тыс. за 1 тонну.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт:
Последние годы на планете наблюдается всплеск интереса к производству электромобилей. Им сулят самые радужные перспективы, учитывая желание многих автовладельцев избавиться от зависимости на бензин: цены на него идут вверх из года в год (даже если нефть дешевеет), больно ударяя по их кошелькам.
Любопытно, что электромобили разрабатывались еще в XIX веке, как ни удивительно это звучит. Например, в нашей стране инженер Ипполит Романов в далеком 1899 году создал электромобиль «Кукушка», предназначенный для двух человек и разгонявшийся почти до 40 км в час. Тогда же им был построен электрический омнибус, перевозивший 17 пассажиров. В 1914 году в России насчитывалось восемь электромобилей, из них половина — грузовики.
Разумеется, их разрабатывали и в других странах мира, однако только в XXI веке мы видим, как они постепенно теснят машины, работающие на привычном бензине.
В конструкциях современных электромобилей предусматривается установка литий-ионных батарей, в которых есть место и для кобальта. Он применяется для изготовления катодов, батареи с ним обладают большой удельной энергоемкостью. Правда, их срок службы составляет лишь около 3 лет, они более дорогие по сравнению с батареями с использованием марганца.
Между тем ученые во многих странах работают над улучшением эксплуатационных характеристик литий-ионных батарей, и, поскольку их выпуск набирает обороты, в будущем расширение производства электромобилей вполне может вызвать рост потребления кобальта, приведя к его значительному подорожанию.
Впрочем, и сейчас цены на кобальт находятся на заоблачной высоте. Но, вероятно, мы видим надувание ценового пузыря, способного лопнуть в любой момент.
Ларчик просто открывается: в кобальт вложили приличные деньги ряд инвестиционных компаний и фондов. И где гарантия, что кто-то из них не вздумает избавиться от накопленных запасов и выбросить большое количество металла на рынок?
Ведь текущая ситуация на глобальном рынке кобальта напоминает тюльпанную лихорадку, разразившуюся в XVII веке в Голландии: тогда за луковицу редкого сорта тюльпана можно было получить богатое имение. Кончилась же она крахом и обнищанием тысяч людей.