Пессимистичный настрой участников розничного рынка

 

Мимо магазинов

По одежным сетям кризис ударил сильнее всего, отбросив объем этого рынка на 5 лет назад. Задача ретейлеров на этот год — удержаться на рынке, сохранив существующие позиции.
Участники розничного рынка чудес от этого года не ждут, настрой пессимистичный. Ретейлеры предполагают, что оборот розничной торговли по итогам 2018 года вряд ли превысит 1,5–1,6 % — это почти в 2 раза ниже базового прогноза Минэкономразвития РФ.
Не добавляют оптимизма и предрекания на этот год известного экономиста и финансового эксперта Михаила Хазина, который прогнозирует продолжение спада российской экономики и обвала всех финансовых рынков. По мнению ретейлеров, в 2018 году потребители продолжат экономить: покупать одежду, электронику и продукты по акциям и в период распродаж, так как причин для роста доходов населения нет. По оценке ВШЭ, в 2017 году 60% потребителей заявили, что им хватает денег только на оплату коммунальных услуг, питание и приобретение товаров первой необходимости. Почти 30% населения не хватает денег на одежду, гласит исследование ВЦИОМ.
Именно по одежной рознице кризис ударил больнее всего. В 2015 году объем fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатился до уровня 2012 года (2,3 трлн рублей) и последние 2 года практически не растет. Российские ретейлеры публично держат лицо, но кулуарно признаются, что выручка очень упала, маржа сократилась, а продаж по полной цене становится все меньше. Усугубила ситуацию и погода: лето было прохладным, а декабрь — теплым.
Практически в каждом сегменте непродуктовой розницы игроки предсказывают консолидацию, уход мелких сетей и одиночных магазинов. По словам владельца оптовой компании, поставляющей одежду по всей России, среди ее клиентов в регионах закрылось более 30% несетевых магазинов. «В регионах с продажами одежды совсем все плохо, частные предприниматели терпят убытки», — говорит бизнесмен.
С III квартала 2017 года хороший рост продаж в сотовой рознице, электронике, компьютерной и бытовой технике произошел за счет потребительского кредитования. Отдельные игроки рынка говорили, что продажи в кредит в III квартале выросли на 30–40% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Если прогнозы аналитиков сбудутся и доля потребительских кредитов в общей массе выданных займов продолжит расти за счет падения процентной ставки (а важным сигналом для этого считается неоднократное снижение ставки рефинансирования Центробанком в 2018 году), то ссуды станут доступнее. Однако эти кредитные деньги скорее потекут на покупку новой мебели, бытовой техники и новых гаджетов, занятий фитнесом и турпоездок — и снова мимо одежной розницы, предрекают fashion–ретейлеры. Их задача на ближайшие годы — сохранить бизнес.
Онлайн–торговля

В ожидании равных условий

Игроки рынка ожидают, что в этом году закончится дискуссия о том, как поставить российские и иностранные интернет–магазины в равные условия. В прошлом году Ассоциация компаний интернет–торговли призвала по принципу «налога на Google» ввести НДС в размере 18% на все товары, ввозимые в страну из–за границы через торговые онлайн–площадки. В Минэкономики инициативу поддержали и добавили, что рассматривают его отсутствие как фактическое уклонение от налогов. Помимо введения НДС в проекте бюджета на 2018–2020 годы Минфин предложил с 1 июля 2018 года снизить порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях физическими лицами с 1 тыс. евро в месяц до 20 евро за посылку. Благодаря этому только в 2018 году бюджет может получить дополнительно 30 млрд рублей. По прогнозу АКИТ, количество международных почтовых отправлений в этом году продолжит рост и увеличится на 28–30%.
Финансы

Инфляции не миновать

По итогам 2017 года в России была зафиксирована рекордно низкая инфляция — 2,5%. Эксперты ожидают ее заметного разгона начиная с марта, когда состоятся выборы президента. «В середине II квартала инфляция может опуститься чуть ниже исторических минимумов в 2,3%, а далее до конца года вырасти до 4% и даже выше», — говорит Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер». О риске роста инфляции и отсутствии фактора стабилизации инфляционных ожиданий говорил и президент Сбербанка Герман Греф. Можно было бы ожидать, что разгон инфляции заставит потребителей больше тратить здесь и сейчас, но эксперты ожидают только ослабления тенденции к накоплениям. «Умеренное увеличение инфляции вряд ли приведет к росту покупок впрок. Динамика потребления зависит в большей степени от инфляционных ожиданий, которые останутся стабильными», — считает Тимур Нигматуллин.
Экспансия

Покупки продолжатся

Начало года ознаменовало обращение X5 Retail Group к ФАС за разрешением покупки 100 магазинов башкирской компании «Уфимский гастроном». По плану компании, покупка позволит нарастить торговую сеть «Пятерочка». Сейчас компания ведет работу по интеграции в сеть «Перекресток» более 30 супермаркетов «О'Кей». Готов к покупкам и другой крупный федеральный игрок — «Лента». Компания выполнила намеченные планы по открытиям в прошлом году: начали работу 40 новых гипермаркетов и 49 новых супермаркетов, так что «Лента», очевидно, сохраняет планы по удвоению торговой площади до конца 2020 года. Среди локальных петербургских сетей сделки по слияниям и покупкам стали редкостью, но и здесь регулярно ходят слухи о возможном поглощении старожилов рынка, которые теряют конкурентоспособность. Этот год может попасть под лавину давно ожидаемых и обсуждаемых сделок, если продавцы снизят свои аппетиты.
2,9% – базовый прогноз Минэкономразвития РФ по обороту розничной торговли в России на 2018 год, консервативный — 1,7%. Потребительский спрос не будет являться одним из основных драйверов роста ВВП. Ретейлеры ожидают роста розничной торговли на уровне 1,5–1,6%.
Обновление бизнес–модели, проведенное в 2017 году, а также достигнутая стабилизация финансовых показателей позволяют заложить фундамент для дальнейшего улучшения работы сети и развития «Дикси». В 2018 году мы ставим себе целью возобновление роста выручки и LFL. В 2018 году конкуренция за покупателя будет обостряться, бизнес ретейлеров будет все более технологичным. Мы продолжим в этом году развитие нашего акселератора стартапов и ряда проектов по улучшению магазинов, сервиса, ассортимента и ценового предложения. Будем развивать собственные торговые марки, проводить акции лояльности и промоакции.
Сергей Беляков
генеральный директор ГК «Дикси»
Идет конкурентная борьба за каждого покупателя. Кто–то выйдет из нее победителем, а кому–то придется покинуть рынок. Уверены, что наш сегмент рынка ждет консолидация и активизация попыток сделок M&A. Меняются акценты потребления и каналы спроса. Рынок очень переменчив. Нужно быть активными в соцсетях, развивать интернет– торговлю, предлагать новые сервисы для покупателей, а не просто продавать одежду. В 2017 году начали работать с лидерами онлайн–fashion– рынка — Lamoda и Wildberries. Есть понимание больших перспектив роста именно онлайн–направления. В 2018 году будем продолжать наращивать усилия в этом направлении. Активно работаем над ценовым предложением, благо курс рубля стабилен и пошив в России сейчас становится экономически оправданным, при этом качество растет.
Роман Ротблат
руководитель ГК «Буду мамой»
На ювелирном рынке ускорится процесс укрупнения лидеров. У них стагнации не будет точно. Наша задача — быть в их числе. Будут продолжать свое развитие и появляться одиночные интересные проекты, в первую очередь в онлайне. Большая часть офлайн– рынка будет пребывать в застое, работая по старым правилам и не замечая (а может, и замечая, но не в силах что–то с этим сделать), что процесс покупки украшений уже не будет таким, как раньше. Закрытия были, есть и будут. Главное, чтобы количество открытий было больше. На законодательном уровне инициатив существует много. Но какие именно из них будут приняты — неизвестно. Обсуждается усиление контроля за оборотом драгоценных камней, в частности алмазов и бриллиантов. Что касается ломбардов — там изменения регулярны и множественны.
Алексей Феликсов
совладелец сети «585.Золотой»
81% россиян ожидают, что 2018 год будет для них и их семьи «хорошим или скорее хорошим», следует из исследования GfK. Это самый высокий показатель за все время изучения ожиданий потребителей. Для сравнения: в 2006–2007 годах такие настроения были у 78–79% опрошенных.
Думаю, в этом году пройдут сделки по покупке магазинов, сетей как на региональном, так и на федеральном уровне. Сейчас на первом месте вопрос финансов, и, если проект не обеспечивает прирост финансов, его владельцы, акционеры ищут возможность избавиться от него. Второй год все обсуждают, что ФАС ограничит развитие Х5 в нашем регионе, такой же риск есть у «Магнита» в Ленобласти. Наша компания в этом году расширять сеть не будет, сосредоточимся на улучшении операционных результатов, возможно, поменяем местоположение некоторых точек. Взрывного роста инфляции после выборов не жду. Вижу новую тенденцию — производители повышают базовую цену, чтобы потом давать более глубокую скидку. Тенденция к повышению промоактивности.
Александр Мышинский
совладелец ГК «Реалъ»
В 2018 году мы продолжим расширять наши географические границы и компетенции. Во второй половине 2017 года российский рынок бытовой техники и электроники впервые за последние 2 года пережил всплеск потребительской активности. Есть предположение, что он был подкреплен кредитными инструментами. Мы ориентируемся на темпы роста рынка 10–15%. Самым значимым событием для рынка, на мой взгляд, станет развитие сделки между «Яндексом» и Сбербанком. В ближайшей перспективе произойдет перераспределение розничного рынка в пользу крупных игроков этого сегмента — Avito и «Юлы», они совершили революцию в сознании потребителя, теперь это не вынужденное приобретение б/у товара в силу невозможности купить новый, а возможность стать владельцем классного товара по очень выгодной цене.
Михаил Славинский
генеральный менеджер «Ситилинк»
В 2018 году «220 Вольт» планирует открыть новые франчайзинговые магазины в 18 городах, два логистических терминала в Самаре и Нижнем Новгороде, увеличить количество пунктов выдачи заказов до 1300 — сейчас их 900. Интернет–продажи «220 Вольт» планирует увеличить на 23%. Я уверен, что в 2018 году нас ждет передел рынка. Некоторые игроки будут уходить, не выдерживая конкуренции с онлайн–торговлей и «Леруа Мерлен». Не секрет, что каждое открытие «Леруа Мерлен» приводит к падению продаж всех остальных сетей в городе на 30–50%. Интернет–продажи продолжат триумфальный рост, при этом непрофильные сети выведут из продажи ассортимент DIY, потому что на рынке недостаточно иметь широкий DIY–ассортимент, он должен быть глубоким, а этим могут заниматься только профи, которые и будут выживать. Интернет–продажи в DIY–сегменте будут порядка 12% в 2018 году.
Алексей Федоров
управляющий партнер ГК «220 Вольт»