Пятен больше, прибыль меньше. Как химчистки борются за клиентов, которые все реже пользуются их услугами

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Химчистки Петербурга вводят новые услуги — от чистки вещей на дому до обработки одежды для новорожденных. Всё, чтобы удержать свои позиции на рынке и завоевать новых клиентов.

Чтобы удержать и привлечь клиентов, петербургские химчистки постоянно вводят новые услуги. "Среди новых услуг последнего года–двух — обработка мягкой мебели на дому, а также услуги химчистки с доставкой на дом", — рассказывает Андрей Журавлев, гендиректор химчистки "Клинэксперт". Именно эта услуга привлекает новых клиентов в химчистки. Обработку вещей с доставкой на дом предлагают компании, развивающие пункты приема изделий. Некоторые небольшие предприятия отказываются от создания пунктов приема и работают только как химчистки с доставкой.
"Данный сегмент появился вместе с развитием сервиса по доставке на дом продуктов питания, одежды. Таким образом люди стараются экономить свое время", — поясняет Роман Талашкин, руководитель химчистки Gently. Обычно первое знакомство клиента с сервисом бывает очным, а потом он может перейти в сервис с доставкой на дом, говорит Энже Бадретдинова, руководитель отдела маркетинга сети "Апетта".
Эксперты отмечают, что популярным в последнее время стало также озонирование вещей, которое подходит для обработки от посторонних запахов мотоциклетных шлемов, обуви, сноуборда и др. "Востребованной становится и биочистка вещей, которая используется для обработки одежды новорожденных и детей дошкольного возраста", — отмечает Ольга Логинова, представитель сети "Лотос".
Кроме того, химчистки развивают дополнительные услуги, чтобы клиент мог в одном месте не только сдать на обработку свои вещи, но и отремонтировать обувь, одежду, изготовить ключи, поменять батарейки и т. д. Сеть "Пингвин" в прошлом году открыла в двух центрах приема вещей фотокопицентры, рассказывает руководитель сети химчисток "Пингвин" Станислав Сапожников. Кроме того, в Петербурге появились специализированные химчистки, которые обрабатывают только кроссовки. Таким образом, за последние 3 года компании ввели около десятка новых услуг для удобства клиентов.

Чистят все меньше

Конкуренция на рынке услуг химчистки велика, а клиенты в кризис все–таки снизили свою активность, считают эксперты. За последние 2 года серьезно просел сегмент покупателя со средним доходом. Не меняются лишь предпочтения постоянных клиентов с высокими доходами. Средний покупатель сокращает число посещений химчистки, приносит вещи с более высокой степенью загрязнения. "Раньше клиент приходил к нам, чтобы удалить одно пятнышко на пуховике, а сейчас приносит вещи с двумя–тремя пятнами", — поясняет Ирина Ярошева, руководитель и совладелица сети "Чистая марка".
Наиболее часто в химчистку сегодня сдают пуховики и пальто, а также костюмы и трикотаж. Последнее время также популярна чистка детских мягких игрушек. "Часто сдают и предметы интерьера — шторы, покрывала", — говорит Ольга Логинова.
Потребитель выбирает химчистку по нескольким критериям: близость к дому, соотношение цены и качества. Зачастую при первом обращении главную роль имеет цена, затем клиент оценивает качество работы. Поэтому химчистки стараются сдерживать рост цен.
Большинство участников рынка говорят, что последние 2 года не поднимали цены. Ирина Ярошева подсчитала, что за последние 3 года цены в "Чистой марке" выросли всего на 10%. Средний чек в петербургских химчистках составляет около 1,5 тыс. рублей. Между тем стоимость оборудования и реагентов для обработки, которые закупаются за границей, растет. Повышаются и арендные ставки в помещениях, где располагаются пункты приема вещей. Таким образом, прибыльность химчисток снижается, констатируют участники рынка.

Рынок

В Петербурге работает более 60 химчисток, из них около половины имеют собственные производственные цеха. Остальные работают как пункты приема и сдают вещи для обработки в химчистки с полным производственным циклом. В городе ежегодно появляется несколько новых химчисток, как правило, в растущих микрорайонах, где не развита городская инфраструктура.
Основные игроки рынка неизменны, это сети "Клинэксперт", "Лотос", "Апетта", "Пингвин". Они занимают более половины рынка в своем сегменте.