00:0123 января 201800:01
361просмотров
00:0123 января 2018
Пленум Верховного суда России одобрил законопроект, призванный расширить использование примирительных процедур. При судах могут даже появиться специальные судебные примирители, пишет "Российская газета".
Андрей Лисов, юрист по гражданским делам:
Различного рода примирительные процедуры – действительно традиционный для российского государства институт, однако далеко не всегда он востребован и эффективен. Существовавшие в Российской империи коммерческие суды, третейские и народные суды в РСФСР и СССР, медиаторы современной России в целом выполняют одну и ту же функцию – способствуют примирению сторон для более эффективного разрешения их спора, а также оптимизации нагрузки на государственную судебную систему.
Однако на современном этапе мы вынуждены констатировать значительные трудности с продвижением в массы института посреднических услуг, судебного и внесудебного примирения. Прежде всего проясним термины. Примирительные процедуры – общее понятие, применяемое, например, в Арбитражном процессуальном кодексе (статья 138 АПК РФ). Медиация – альтернативный (внесудебный) способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Пленум Высшего арбитражного суда еще в 2006 году разъяснял: «На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья принимает меры к примирению сторон (часть 3 статьи 133, пункт 2 части 1 статьи 135 АПК РФ). В связи с этим судья разъясняет сторонам не только их право заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий» (пункт 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
На данном этапе примирительные процедуры используются, мягко говоря, редко. Если мировые соглашения встречаются относительно часто, то соглашения медиативные (результат медиации) или разбирательство в третейском суде после обращения в суд государственный крайне редки. Институт судебного (и внесудебного) примирения, к сожалению, можно считать мертворожденным – нововведения 2011 года (в основном Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») не принесли значительного эффекта и за все прошедшие годы были не раз подвергнуты жесточайшей критике. Институт примирения попросту не работает в полную силу – подобным посредничеством никто не пользуется, о нем в принципе мало кто знает.
В данной ситуации инициатива Верховного суда РФ, с одной стороны, заслуживает внимания и одобрения – проведение примирительных процедур судьями в отставке может несколько исправить ситуацию. Однако задействование в этом же процессе действующих сотрудников судов приведет к усугублению одной из важнейших проблем, на решение которых направлено введение примирительных процедур, – загруженности судов. Снова получается палка о двух концах. И кто знает, возможно, в конечном счете мы получим подтверждение старого утверждения о том, что человечеству давно известно, куда выложена дорога из благих намерений.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".