Жизнь дорожного рынка после завершения строек к чемпионату мира

 

В этом году большой проблемой дорожного рынка стал слишком долгий процесс распределения господрядов. Из–за технического сбоя в работе единой системы, в которой публикуются данные о госзакупках, в начале года чиновникам не удалось заблаговременно выбрать подрядчиков. Затем на текущий ремонт дорог выделили дополнительное финансирование.
В результате значительная часть ремонта пришлась на осень. Но если эта угроза была кратковременной, то другая нависает над подрядчиками как дамоклов меч до сих пор. Как не раз отмечали топ–менеджеры крупных дорожно–строительных компаний, с 2015 года Петербург жил в заботах о подготовке к ЧМ 2018 года. Строительство и ремонт основных объектов, будь то метро, дороги или мосты и путепроводы, так или иначе были связаны с этим событием. С одной стороны, это дало толчок развитию городской инфраструктуры. Но с другой — часто после таких масштабных строек отрасль сталкивается с кризисом.
Если объем госзаказа вернется на уровень начала 2010–х годов, не исключено, что рынок накроет очередная волна банкротств. Дорожники уже готовятся к непростым временам. Как они отмечают, улучшить ситуацию могло бы развитие направления государственно– частного партнерства. Но пока проекты в формате ГЧП в дорожно–строительной отрасли можно пересчитать по пальцам.

Цитата года

Дорожные работы — в основном бизнес средних и крупных компаний. Объединение лотов — вопрос удобства контроля за результатами и качеством работ. По той же причине можно рассматривать вопрос объединения проектирования, строительства и эксплуатации.
Алексей Зырянов
заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры
Сергей Харлашкин, председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Автор: Сергей Ермохин

Сюрприз года

Дороги в режиме ЧС
В Смольном придумали, как без конкурса заключать с фирмами контракты на дорожные работы. ЧМ–2018, к которому строят и ремонтируют объекты, приравняли к чрезвычайной ситуации.
В этом году чиновники Смольного признали чемпионат мира по футболу, матчи которого пройдут, в частности, в Петербурге в 2018 году, обстоятельством непреодолимой силы и чрезвычайным происшествием. Эта лазейка позволила им оперативно заключать контракты с подрядчиками как с единственными поставщиками, фактически без проведения полноценного конкурсного отбора. Так провели восемь конкурсов, в которых победили компании "Орион плюс" (165 млн рублей), ВАД (391 млн рублей), ЗАО "Трест" (два контракта на общую сумму 400 млн рублей), "Возрождение" (329 млн рублей), "А–Проект" (80 млн рублей) и "Капитал–строй" (35 млн рублей).
Довод о чрезвычайной ситуации петербуржцы, вероятно, почерпнули у москвичей. Там такую же лазейку использовали в двух десятках конкурсов на дорожные работы. Кроме того, довод о чрезвычайной ситуации использовался в одном госзаказе в Удмуртии. В других регионах власти до него не додумались.
Когда отбор подрядчика происходит на конкурсной основе, стартовая цена обычно снижается в среднем на 3–4%.
И хотя абсурдность довода о том, что чемпионат по футболу — это ЧС, вроде бы с логической точки зрения ясна, закон чиновники не нарушили. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который распределяет подряды, всегда ссылались именно на букву закона. Аналогичная ситуация сложилась и с объединением разных подрядов в один лот. Претендовать на такие контракты могут лишь несколько крупнейших городских компаний.
Даже в тех случаях, когда Управлению ФАС по Петербургу удавалось доказать, что подобный подход ограничивает конкуренцию, контракты были уже заключены. То есть фактически изменить уже ничего было нельзя.

Поражение года

Пути ВАД неисповедимы
В этом году Петербург лишился одного из крупнейших налогоплательщиков, который пополнял бюджет на сумму около 500 млн рублей. Петербургская дорожно– строительная компания «Высококачественные автомобильные дороги» (ВАД) Валерия Абрамова и Виктора Перевалова с портфелем госзаказов более 150 млрд рублей поменяла юридический адрес с петербургского на вологодский. Собеседники «ДП» на рынке дорожных работ объясняли, что компания устала от бюрократических сложностей в работе с местной налоговой службой. Петербург был домашним регионом для ВАД начиная с 1994 года. К 2010 году ВАД выполнял до 50 % дорожных работ в Петербурге. В 2013– 2014 годах, когда отрасль курировал ныне арестованный Марат Оганесян, их количество свелось к нулю. В 2015 году начало постепенно увеличиваться. В Вологодской области подрядчик получил контракты на десятки миллиардов.

Темная лошадка

Кто прав в антимонополии
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу не устает изобретать новые методы борьбы с «профессиональными жалобщиками» — сторонними юристами, помогающими подрядным компаниям срывать закупки, в которых те проигрывают. В сфере дорожного строительства этот инструмент борьбы за контракт особенно популярен. Идею антимонопольщиков ввести пошлину на подачу жалоб не поддержали на федеральном уровне. Зато в конце этого года УФАС придумало новый метод: тотальную проверку всех отозванных жалоб. Вероятно, именно на фоне столь активной борьбы с «жалобщиками» группа юристов под руководством Анатолия Бикеева, срывавшая многомиллиардные закупки в Петербурге, перебралась в Ленобласть. Там юристы за год успели заблокировать своими жалобами в управление ФАС по Ленобласти госзакупки общей стоимостью более 3 млрд рублей, в основном на дорожные работы.

Победа года

Поделили город на троих
В 2017 году на ремонт дорог после всех поправок в бюджете было выделено 5,1 млрд рублей. Три лота, по 1 млрд рублей каждый, выиграли компании «ВАД» (северные районы города), СК «Орион плюс» (юго–запад) и «АБЗ–Дорстрой» (юго–восток). Эта победа обеспечила компаниям лидерство на рынке и стабильный доход, необходимый в кризисное время. Интересно, что «АБЗ–Дорстрой» и ВАД перед получением подрядов добровольно вкладывали свои деньги в строительство Яхтенного моста, необходимого к ЧМ–2018. Чтобы оплатить переправу стоимостью почти 2 млрд рублей, они и другие строители объединились в ассоциацию «Открытое пространство». Остальные деньги на дорожный ремонт распределились между подрядчиками «А–Проект», «Ювенал», ЗАО «Трест» и ООО «Лемминкяйнен Строй». В проекте бюджета на 2018 год статья расходов на дорожный ремонт пока составляет 5 млрд рублей. Но КРТИ просит добавить еще столько же.