"Уходя, уходи", — говорит власть ларечникам

 

В 2017 году в малом бизнесе все было как всегда: ларечники боролись за свои права, нелегальная торговля процветала, хостелы ждали законодательной казни, но понимали, что до чемпионата мира их не тронут. Однако кое–что новенькое в жизни малого бизнеса появилось: криптовалюта. Оказывается, ее можно выпускать кому угодно, расплачиваться внутри компании или агломерации, использовать для различных нужд. Может быть, у этого начинания есть будущее.
А вот есть ли будущее у ларьков, стало еще менее понятно. С одной стороны — торговые павильоны во многом поддерживают местного производителя и противостоят сетям, которым все равно, чем торговать: сыром из Чили или картошкой из Саудовской Аравии, а не из Гатчины. С другой стороны, у большинства владельцев ларьков договоры аренды кончаются в 2018–2019 годах, а на договор размещения они не хотят переходить по ряду причин, считая такой договор бумажкой. К тому же выиграть обязательный аукцион за новое место почти невозможно.
По данным чиновников Смольного, договоров размещения в Петербурге всего около 157. А участков, многие из которых пока в аренде у предпринимателей, 9 тыс. В перспективе количество договоров размещения может сравняться с количеством участников рынка. 9 тыс. или 200 тыс. — большая разница.

Цитата года

В этом году штаб по снижению административных барьеров (новое название: Штаб по улучшению ведения бизнеса в Санкт–Петербурге) возглавил губернатор Георгий Полтавченко. И вот уже сняли барьер для станций техобслуживания — они смогут занимать участки до 1,5 тыс. м2.
Эльгиз Качаев
председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка
Автор: Коммерсант

Угроза года

Блокировки счетов
ЦБ и  Росфинмониторинг заставили банки искать отмывателей денег. В итоге банки массово блокируют счета, а за перевод денег часто требуют 10–20% суммы на счете.
После выхода очередных рекомендаций ЦБ коммерческие банки начали массово блокировать счета малого бизнеса из–за "подозрительных" операций. Список таких операций растет, и в поисках "отмывания денег, полученных преступным путем" и "финансирования терроризма" банки блокируют сотни счетов. Компаниям, которые попали в черные списки ЦБ, отказывают в открытии новых счетов. Многие виды бизнеса банки априори считают подозрительными: те, которые включают снятие наличных, "транзитные" операции и др. Например, один из предпринимателей в Ленобласти покупает ягоды и грибы у местных бабушек и, чтобы платить им, снимает наличные со счета компании. В результате счет признают сомнительным и закрывают, за несколько месяцев ему пришлось перерегистрировать фирму и открывать счет заново более десятка раз.
После блокировки банк нередко требует от предпринимателя заплатить 10–20% суммы за перевод, в одностороннем порядке повышая комиссию. О таких случаях также рассказывают сотни ИП и юристов. Правда, последние отмечают, что почти всегда такие требования удается оспорить, часто еще до суда.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов рассказал, что ЦБ готовит постановление, по которому в индивидуальном порядке счета можно будет разблокировать. Такое решение сможет принять второе лицо банка или региональный бизнес–омбудсмен, который сообщит, что этот предприниматель добросовестный.

Проект года

"Среда" для дизайнеров
В 2017 году одной из приоритетных целей Смольного стало превращение Петербурга в центр моды и дизайна, на реализацию задуманного было выделено 41 млн рублей бюджетных средств. В рамках амбициозной программы делегация петербургских дизайнеров и чиновников в сентябре отправилась в Париж, чтобы представить на международной выставке Who’s Next городские бренды. Также Петербург посетил основатель модного дома Kenzo Кензо Такада, обещавший помочь сделать Петербург столицей российской моды. И, несмотря на то что ни один из обещанных Смольным инкубаторов для швейников так и не открылся, в Гостином Дворе начало работу пространство "Среда" Дмитрия Тимуршина стоимостью 17,5 млн рублей. Там на 1,5 тыс. м2 располагаются швейный коворкинг, магазин и шоу–румы — все площадки уже арендованы. В планах бизнесмена — расширять локацию, открыв книжный магазин с литературой о моде и магазин в Иваново.

Надежда года

Хостелы получили шанс
Власти дали петербургским хостельерам отсрочку на 2 года, которая позволит хостелам и мини–отелям сохранить свое расположение в жилых домах. За это время предприниматели должны добиться согласия двух третей жильцов подъезда и как минимум половины собственников дома. Это главный итог борьбы владельцев хостелов и мини–отелей за свои права в 2017 году. Впрочем, депутаты должны в новом году внести поправки в закон Хованской, который ранее предписывал закрыть хостелы в жилых домах, но уже очевидно, что закон смягчат. Это позволит сохранить бизнес множеству хостельеров. Смягчению требований способствуют и чемпионат мира по футболу, который пройдет в 11 городах России, и отсутствие нужного количества гостиниц. Малым отельерам дают шанс привести свои средства размещения к стандартам, получить паспорта безопасности, без которых прием гостей чемпионата будет невозможен.

Интрига года

Незаметные ярмарки
Весь год в Петербурге продолжается борьба с нелегальными ярмарками. Они работали в том числе во время моратория на проведение любых ярмарок в городе, а после принятия специального закона назвались фестивалями, чтобы под него не попадать. Как выяснил "ДП", среди операторов незаконной торговли присутствуют родственники главы Калининского района. То, что некоторые "фестивали" неделями не замечает ни полиция, ни контролирующие органы, признают и сами чиновники. В следующем году сносом нелегальных торговых объектов будут заниматься уже не районные администрации (результат работы которых оказался не очень заметным), а комитет по контролю за имуществом Петербурга. В случае с нелегальными киосками и торговыми павильонами "ДП" в 2016 году удалось обнаружить "куратора" рынка — ИП Коновалова. У "фестивалей", по мнению предпринимателей, подобный куратор тоже присутствует.