Александр Сологуб, Ольга Мягченко Все статьи автора
20 декабря 2017, 00:11 39698

Владелец НПК "Звезда" Павел Плавник создает двигателестроительный завод совместно с российским миллиардером Дмитрием Пумпянским

Председатель совета директоров ОАО "Звезда" Павел Плавник, председатель совета директоров Трубной Металлургической Компании и Группы «Синара» Дмитрий Пумпянский.
Председатель совета директоров ОАО "Звезда" Павел Плавник, председатель совета директоров Трубной Металлургической Компании и Группы «Синара» Дмитрий Пумпянский.
Фото: Коллаж: Ковалев Петр, Сергей Савостьянов/ТАСС

Владелец петербургского НПК "Звезда" Павел Плавник вместе с российским миллиардером Дмитрием Пумпянским, контролирующим группу "Синара", создает совместное предприятие по производству дизельных двигателей для кораблей и поездов.

Петербургский бизнесмен Павел Плавник, глава и совладелец АО "НПК "Звезда", создает совместный двигателестроительный завод с российским миллиардером Дмитрием Пумпянским (64–е место среди 200 богатейших бизнесменов России — 2017, $1,4 млрд), контролирующим группу "Синара" и Трубную металлургическую компанию.

Schneider Electric будет выпускать в Коммунаре оборудование для "умного дома"

Schneider Electric будет выпускать в Коммунаре оборудование для "умного дома"

1142
Ольга Мягченко, Александр Сологуб

Совместное предприятие ООО "Научно–производственный концерн "Звезда" с капиталом 2 млн рублей стороны учредили 15 декабря. Общество зарегистрировано там же, где и ПАО "Звезда", на ул. Бабушкина, 123. В нем 49,5% долей контролирует ПАО "Звезда" Павла Плавника, а 50,5% — ООО "Уральский дизель–моторный завод" (УДМЗ), входящее в АО "Синара — транспортные машины" ("дочка" группы "Синара" Дмитрия Пумпянского, следует из выписки ЕГРЮЛ). Возглавил новое общество Павел Плавник.

Профиль деятельности новой компании — производство дизельных двигателей в мощностном диапазоне от 350 до 7500 кВт для судов, локомотивов, большегрузной, строительной, буровой, компрессорной техники, дизель–генераторов. По ранее проведенным оценкам Минпромторга, потребность в подобных двигателях в России составляет 1200 единиц в год, или 30 млрд рублей. Объединение компаний происходит в рамках стратегии Минпромторга по созданию национального производителя дизельных двигателей, полагают эксперты.

Пока министр молчит

Павел Плавник отказался комментировать ситуацию. В пресс–службах структур группы "Синара" на запросы "ДП" не ответили. Источник, близкий к Минпромторгу, пояснил, что соглашение о совместной деятельности подписано на минувшей неделе, но есть договоренность, что об этом объявит лично министр Денис Мантуров, поэтому до его заявления официальных комментариев от сторон сделки не будет. "Могу еще добавить, что производство планируется организовать на двух площадках: в Петербурге и Екатеринбурге. Сейчас идет оценка имущества, которое стороны внесут в капитал совместного предприятия. Предполагается, что УДМЗ внесет все свое имущество, а какие активы передаст "Звезда", которая намного крупнее, пока окончательно не определено", — говорит собеседник "ДП".

В Смольном тоже не комментируют совместное предприятие, хотя о его регистрации знают. "Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть соглашение между "Звездой" и "Синарой". Но если оно есть, то это очень хорошо для города, для промышленности и для развития дизелестроения, — заявил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. — Мы помогаем "Звезде" в создании ее нового двигателя, помогаем с решением вопроса финансирования. Этот вопрос на контроле у губернатора".

Трудный Выборг. Компания, связанная с Промсвязьбанком братьев Ананьевых, установила контроль над Выборгским портом

Трудный Выборг. Компания, связанная с Промсвязьбанком братьев Ананьевых, установила контроль над Выборгским портом

36583
Александр Сологуб

УДМЗ образован в 2005 году на базе ОАО "Турбомоторный завод" и специализируется на разработке и производстве дизельных моторов мощностью от 770 до 1920 кВт. Финансовое положение УДМЗ несколько скромнее, чем у ПАО "Звезда". Прошлый год екатеринбургский завод закончил с убытком 400 млн рублей при выручке 1,2 млрд рублей. Чистые активы предприятия — 1,6 млрд рублей. Петербургская "Звезда" разрабатывает и выпускает дизельные двигатели в мощностном диапазоне 500–7400 кВт и имеет статус единственного исполнителя для Министерства обороны РФ. Завод генерирует прибыль, хотя и небольшую, оборот предприятия превышает 1,5 млрд рублей, чистые активы — 316 млн рублей. Капитализация компании на Московской бирже приблизилась к отметке 2,4 млрд рублей.

Новый мотор

Оба завода победили в конкурсе Минпромторга и участвовали в федеральной программе "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011–2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Предприятия получили из федерального бюджета средства на разработку новых двигателей.

УДМЗ при поддержке германской инжиниринговой компании FEV GmbH разработал новый силовой агрегат в мощностном диапазоне 1000–4000 кВт — ДМ185. А "Звезда" по той же программе совместно с австрийской AVL List GmbH разработала дизель мощностью от 400 до 1440 кВт — М150 "Пульсар".

УДМЗ в июле 2016–го сообщил о запуске производства нового двигателя, а "Звезда" хотя и планировала наладить производство новинки, но так и не смогла этого сделать из–за отсутствия финансирования.

Как ранее писал "ДП", предполагалось, что кредитором выступит Внешэкономбанк, но из–за обострения внешнеполитической ситуации и последовавших экономических проблем — девальвации рубля, роста процентных ставок — до финансирования проекта дело не дошло. Инвестиции в производство 1 тыс. двигателей в год оценивались в 10 млрд рублей.

В начале этого года Павел Плавник сообщил "ДП", что намерен сократить затраты на проект за счет снижения уровня локализации. Минпромторг требовал, чтобы "Звезда" сама производила чугунное литье, топливную аппаратуру, поршни, гильзы. "Такая локализация нецелесообразна из–за невысокого объема производства. Выгоднее наладить кооперацию и сократить капитальные затраты", — считает Павел Плавник. По его мнению, за счет снижения локализации удастся сократить капиталовложения с 10 млрд до 4,5 млрд рублей, а такую сумму можно привлечь самостоятельно.

Вынужденная мера

Опрошенные "ДП" промышленники, близкие к "Звезде", подтвердили, что сделка по созданию совместного предприятия готовилась последние несколько месяцев и держалась в тайне, так как связана с инициативой Минпромторга по укрупнению отрасли и требовала обсуждения множества деталей.

Один из собеседников "ДП" пояснил, что для Павла Плавника объединение с "Синарой" — это неизбежность. "Минпромторг давно мечтает создать крупного национального производителя дизельных двигателей на базе "Синары", "Трансмашхолдинга", чтобы потом поддерживать одно или два крупных предприятия, а не множество мелких заводов. Эта инициатива нашла поддержку в высших органах государственной власти. И, конечно, объединение с "Синарой" для "Звезды" предпочтительнее, чем с "Трансмашхолдингом", так как у "Звезды" и "Синары" близкая продукция", — объясняет отраслевой эксперт. Другой источник в отрасли посетовал, что это объединение не может закончиться для "Звезды" ничем хорошим. "По своему опыту скажу, что совсем не имеет значения, что Павел Плавник будет возглавлять новое предприятие. Намного важнее, какая у него будет команда — финансисты, юристы, экономисты. А она будет, скорее всего, с другой стороны. И тут возникает угроза того, что Плавник может потерять часть завода", — опасается эксперт.

Еще один собеседник и вовсе отнесся к объединению скептически, заявив, что ничего хорошего из него, скорее всего, не выйдет, так как совершенно ничего не известно об инвестициях в развитие производства. "Сложный вопрос. Объединение, вероятнее всего, ничего не даст. Если бы пришли люди с деньгами, чтобы "Звезда" могла наладить производство нового семейства двигателей, то, вероятно, можно было бы о чем–то говорить. А так ничего не будет. Я очень сомневаюсь, что Дмитрий Пумпянский будет вкладывать деньги в этот проект", — резюмирует промышленник. Один из собеседников "ДП" предположил, что, хотя создание совместного предприятия пока не предполагает денежных вливаний со стороны группы "Синара", возможно, средства на производство нового двигателя будут выделяться по линии Минпромторга.

На запрос "ДП" в Минпромторге пояснили, что для реализации проекта по производству двигателей М150 "Пульсар" необходимо использовать механизм специального инвестиционного контракта (СПИК). "Компания, заключившая СПИК, должна взять на себя обязательства по привлечению частных инвестиций в отрасль, обеспечению конкурентной цены и качества, по реализации экспортной политики, а также по построению кооперации с отечественными производителями компонентной базы. Кроме того, необходимо освоить критические технологические операции, в том числе: заготовительно–прессовое производство, осуществление чугунного литья, механическую обработку заготовок, сборку и проведение контрольных испытаний. До настоящего времени заявки от ПАО "Звезда" или ООО "УДМЗ" не поступало", — сообщили в министерстве.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама