В Петербурге проверки сменяются уголовным преследованием

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
Автор фото: Александр Николаев/Интерпресс
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
Автор фото: Александр Николаев/Интерпресс

2017 год был отмечен ужесточением уголовного преследования предпринимателей в Петербурге, уголовных дел стало больше, и многие из них весьма резонансные. Всего в России за год возбуждают более 240 тыс. уголовных дел против представителей бизнеса.

Исполняющий обязанности прокурора Петербурга Эдуард Артюхов рассказал, что в 2017 году по статьям, требующим заключения под стражу, следователями МВД было задержано 12 предпринимателей в Петербурге, из них три помещены в СИЗО, девять — содержатся под домашним арестом. При этом возбуждено два уголовных дела против недобросовестных государственных служащих, противодействующих предпринимательской деятельности. "Предпринимательство, как известно, это риск, — отметил Эдуард Артюхов, — тем не менее, способы получения прибыли должны оставаться законными. Но мы знаем много случаев, когда предприниматели безответственно относятся к законодательству". Самые резонансные дела в Петербурге — дело кооператива "Семейный капитал" и его основателя предпринимателя Игоря Белоусова, дело ресторатора Елизаветы Извозчиковой, владелицы кафе "Бейрут", предпринимателя Дмитрия Костыгина.
Петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов указывает, что многое все-таки зависит от позиции конкретных проверяющих структур и ведомств. МЧС, например, ввело так называемый рискоориентированный подход (когда риски за эксплуатацию зданий, помещений, противопожарную безопасность вместе с проверяющими несет и сам владелец бизнеса) и тем самым сняло большинство вопросов, связанных с проверками. "В России более 2 млн нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми проводится контрольно-надзорная деятельность, — подчеркнул уполномоченный. — Например, в Петербурге сейчас идут два судебных процесса по статье 238 УК (оказание услуг ненадлежащего качества, которые могут причинить вред здоровью), и по ним может быть вынесен обвинительный приговор. Это неправильно".
Один из типичных случаев использования статьи 238 — уголовное дело против директора ООО "Спортивный мир", которое управляет спортивным центром Sport Palace. Спортивный комплекс площадью 8 тыс. м2, расположенный на Крестовском острове, уже больше года арестован как "орудие преступления" и закрыт. Его директор Андрей Цветков привлечен к уголовной ответственности за отсутствие в центре пожарных выходов, хотя в распоряжении следователей три экспертизы, в том числе Госпожнадзора, о том, что такие выходы имеются.
Были и другие громкие дела. Так, весь год тянутся судебные разбирательства по делу Елизаветы Извозчиковой, владелицы кафе "Бейрут". В прошлом году в кафе одна за другой начали приходить проверки по факту оказания услуг ненадлежащего качества, проверяющие изъяли часть оборудования, а против владелицы завели уголовное дело. Сама Елизавета рассказала, что за некоторое время до этого сотрудники кафе не пустили в туалет человека, показавшего "корочки", и он пригрозил закрытием кафе. Этот случай обсуждали и рестораторы, и депутаты, и в целом предпринимательское сообщество. Методы СК называли чуть ли не рейдерскими, а сама Елизавета сделала такой вывод: "Хлебозавод производит хлеб, СК — уголовные дела. Оптимизация этого процесса приводит к тому, что для производства дел используются более удобные статьи УК, 238 — удобная, потому что выявить признаки преступления по ней, используя требования безопасности — легче легкого, можно даже из кабинета не выходить. Любой генеральный директор — идеальный кандидат в уголовники, потому что его легко найти на законном рабочем месте".
Еще одно громкое дело этого года — по статье 159 о мошенничестве. Обвиняемый — учредитель обанкротившегося  кооператива Игорь Белоусов. Уже несколько месяцев он находится в СИЗО, вместе с ним арестовали жену и сына. Жена и сын Белоусова Галина Васянович и Алексей Васянович, по данным СПАРК, владели большей частью бизнес-активов, которые входили в кооператив. Также был арестован Дмитрий Ходыкин, который входил в руководство кооператива и был совладельцем Медвежьегорского молочного завода, а спустя несколько месяцев — руководительница кооператива Наталия Верхова. Сейчас Наталия с помощью родственников ведет блог в "Фейсбуке" из следственного изолятора.
Кроме того, под домашним арестом находится основатель "Юлмарта" Дмитрий Костыгин. Его задержали по делу о мошенничестве в сфере кредитования 10 октября 2017 года.

Красная кнопка

Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, в свою очередь, отмечает, что в за год в России возбуждается примерно 240 тыс. уголовных дел против предпринимателей. Многие из них задержаны и находятся в СИЗО. "Но арест — крайняя мера, — говорит Борис Титов, — даже по уголовным экономическим делам не стоит применять в качестве инструмента арест и заключение под стражу. Мы выходили с проверкой в СИЗО №2 в Москве, там в одной камере сидят 11 предпринимателей. Сегодня организованная группа — это руководитель компании и его водитель, к ним применяются особые меры содержания, а в качестве наказания могут присудить пожизненный срок. В этом году только по одному делу 46 раз меняли меру пресечения".
Борис Титов предложил предпринимателям использовать мобильное приложение "НАБАТ", позволяющее связаться с аппаратом уполномоченного по защите прав бизнеса в случае нестандартных ситуаций при проверках, и призвал бизнесменов чаще приглашать к участию в проверках сотрудников аппарата уполномоченного. "В 30% случаев один звонок вынуждает проверяющих убегать, — сказал он. — В этом году мы участвовали в 280 проверках, и это реально помогает". Такие приложения и экстренные номера телефонов сейчас есть у правозащитных организаций.