Управляющая аэропортом в Петербурге компания арендует терминал Пулково-2, чтобы сделать его базой для обслуживания лоукостеров 

Управляющее аэропортом Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" арендует у Смольного аэровокзальный комплекс Пулково–2, чтобы обслуживать в нем лоукостеры и за счет привлечения недорогих авиаперевозчиков расширить географию полетов.

Управляющее аэропортом Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), возглавляемое Владимиром Якушевым, арендует у городского АО "Аэропорт Пулково" терминал Пулково–2. В нем предполагается обслуживать прежде всего лоукостеры. За счет привлечения низкобюджетных авиаперевозчиков городская администрация и управляющая компания рассчитывают расширить географию полетов из петербургского аэропорта. На основе маркетинговых исследований в Смольном определили 53 приоритетных направления (см. "Стратегический перечень маршрутов").
По двум из них (Доха и Будапешт) уже запущены рейсы, а вскоре начнутся полеты в итальянскую Пизу и в хорватскую Пулу. "Перспективные направления определены путем изучения того, куда летят наши граждане из аэропортов Хельсинки, Москвы и т. п., — поясняет Алексей Львов, заместитель председателя комитета по транспорту. — Наша задача — развивать аэропорт как хаб. Надо, чтобы пассажиры, пролетающие над нами, садились у нас. Надо привлекать лоукостеры, которые будут отправлять их в Европу и Юго–Восточную Азию".
Авиакомпании, запускающие рейсы по стратегически важным маршрутам, кроме скидок на обслуживание в аэропорту получат субсидии от АО "Аэропорт Пулково" из тех средств, что ВВСС выплачивают городу по концессионному соглашению в виде роялти.
Пока из Петербурга летает три классических лоукостера. Самый крупный — "дочка" "Аэрофлота", авиакомпания "Победа", летает с октября 2015 года в семь городов РФ: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Махачкалу, Москву, Нальчик, Ростов–на–Дону. Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air запустила с августа 2017 года три рейса в неделю в Будапешт. Азербайджанский лоукостер Buta Airways с октября 2017 года 5 раз в неделю летает в Баку.
Доля лоукостеров в совокупном пассажиропотоке Пулково приближается к 3% (500 тыс. пассажиров в год). За счет Пулково–2 планируется увеличить этот пассажиропоток не меньше чем на 1,5 млн человек в год.

Новый рекорд

С осени 2014 года, после резкой девальвации рубля, пассажиропоток в Пулково начал сокращаться. Переломить тренд удалось только в III квартале прошлого года благодаря внедрению мотивационной программы, по которой авиаперевозчик, запускающий новые направления, мог получить скидку от стоимости аэропортовых услуг за каждый рейс: 60% — по внутренним направлениям и 80% — по международным. Благодаря этому из Петербурга запустили рейсы семь авиакомпаний: Nordica Regional Jet, Cyprus Airways, Tunis Air, Wizz Air, Buta AW, авиакомпания "Азимут", плюс еще в декабре будет Qatar Airways.
В результате завершающийся 2017–й станет для местного аэропорта рекордным годом. Воздушная гавань Северной столицы с 1 января по 1 декабря 2017 года обслужила 15,043 млн пассажиров, что уже на 5% превышает максимум, достигнутый по итогам 2014 года, — 14,265 млн человек.
В конце сентября коммерческий директор ВВСС Евгений Ильин заявлял, что по итогам этого года из Пулково откроется почти два десятка новых направлений.
Кроме того, авиакомпании планируют летать чаще и по уже запущенным направлениям. Об увеличении частоты полетов из Пулково заявили 22 авиакомпании по 34 маршрутам. Лидером по приросту рейсов станет Москва, а из зарубежных направлений — Хельсинки. Оба аэропорта — конкуренты Пулково. Хельсинки делает ставку на транзит между Европой и Азией, а столичный авиаузел оттягивает на себя многих потенциальных пассажиров Пулково из–за отсутствия по многим направлениям прямых рейсов из Петербурга.
В ВВСС подтвердили, что берут в управление Пулково–2, но пояснили, что в первую очередь в здании бывшего аэровокзального комплекса Пулково–2 планируется организация временного терминала на период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. "Мощности будут использоваться для обслуживания организованных групп болельщиков, прибывающих чартерными рейсами, — объяснили в управляющей компании. — После чемпионата созданная инфраструктура терминала также может быть использована. На данный момент вопрос находится на стадии обсуждения. Решение по нему не принято. Сейчас ВВСС ведут консультации и переговоры с администрацией Петербурга о потенциальных условиях аренды, с учетом которых производится расчет экономической модели".

Новая цель

Благодаря улучшению экономической ситуации в среде авиаперевозчиков снова заговорили о второй очереди реконструкции Пулково. До воссоединения с Крымом и девальвации рубля экс–руководитель ВВСС Сергей Эмдин заявлял о том, что во вторую очередь аэропорта Пулково планируется инвестировать $500 млн. Завершить ее собирались в 2018–м. Но этим планам не суждено было сбыться из–за обострения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации. Теперь собеседники "ДП" говорят, что проект продолжения реконструкции аэропорта планируется начать разрабатывать в следующем году. А пока обновляется план реконструкции, ВВСС планируют повысить пропускную способность аэропорта. В частности, планируется расширение узких мест в централизованном пассажирском терминале и перед ним — подъездов к терминалу, линий входного и предполетного досмотра, расширение возможностей для самостоятельной регистрации, сдачи багажа, реконфигурация багажной системы для повышения ее производительности. "С учетом этих мер и в случае принятия решения о вводе Пулково–2 суммарная пропускная способность аэровокзального комплекса Пулково возрастет до 22 млн пассажиров в год", — сообщили в ВВСС.
По мнению Алексея Безбородова, генерального директора компании InfraNews, чтобы проект специализированного терминала оказался успешным, нужно привлечь в него не только российских лоукостеров, но и иностранных. Сейчас, по словам эксперта, Пулково испытывает в этом смысле конкуренцию как со стороны других аэропортов РФ, так и со стороны той же Финляндии, где есть аэропорт Лаппенранта, который вполне удовлетворяет европейских бюджетных авиаперевозчиков. Впрочем, рассматривать Лаппенранту как серьезного конкурента Пулково очень смело. В лучшие времена на пределе возможностей он обслуживал около 120 тыс. пассажиров в год, 50% из которых были россияне. А в последние годы пассажиропоток финского аэропорта сократился почти в 4 раза, и предприятие пребывает на грани банкротства.
"Ключевой фактор в вопросе конкуренции — стоимость услуг. Простота обслуживания авиакомпаний–лоукостеров кажущаяся. Набор услуг, которыми пользуются такие авиакомпании, меньше, чем у классических перевозчиков, но при этом качество этих услуг должно быть на том же уровне. А Пулково — далеко не самый лучший аэропорт России с точки зрения качества, даже при тех завышенных расценках на аэропортовые услуги, которые существуют сегодня", — добавляет Алексей Безбородов.
Андрей Калмыков, генеральный директор ООО "Авиакомпания "Победа", уже заявлял, что пассажиры его компании чувствительны к цене, и если Пулково–2 предложит меньшие сборы, то "Победа" готова перейти в этот терминал.
Появление специального терминала для лоукостеров будет очень полезно для бюджетного туристического рынка, но только если все пойдет по европейскому сценарию. То есть дело не только в том, чтобы терминал концентрировал пассажиров, которые летят недорогими рейсами, но и в том, чтобы услуги предоставлялись тоже по бюджетному разряду: чтобы были кафе, магазины с соответствующим уровнем цен. Если же пассажирам придется, как и в обычном терминале, платить 300 рублей за чашку кофе, то особого смысла в создании терминала не будет.
Анна Трубицына
Генеральный Директор И Совладелица Компании Commodore
Создавая бюджетные терминалы, аэропорты привлекают в них авиакомпании–лоукостеры по специальным тарифам, что повышает пассажирооборот воздушной гавани. Но подобные проекты эффективны, только если инвестиции в проект не завышены. Средняя стоимость создания специального терминала для лоукостеров — $10–15 млн. В таком случае отбить затраты можно за 10–12 лет. Пулково вызывает много нареканий у авиакомпаний из–за слишком высоких тарифов. Если аэропорт не будет замахиваться на чересчур масштабный проект и ему не придется завышать тарифы, чтобы окупить инвестиции, то у проекта хорошее будущее.
Борис Рыбак
генеральный директор компании Infomost