Валерия Лебедева Все статьи автора
18 декабря 2017, 00:37 1317

Продлить срок следствия. Страховщики просят Центробанк РФ разрешить производить выплаты по ОСАГО с отсрочкой на 1–2 месяца

В целях борьбы с мошенничеством страховщики просят ЦБ разрешить производить выплаты по ОСАГО с отсрочкой на 1–2 месяца. Время нужно страховым компаниям, чтобы отличить честных страхователей от преступников.

Страховые компании предлагают Банку России предусмотреть возможность на 1–2 месяца откладывать страховую выплату по обязательным видам страхования (в том числе по ОСАГО) в случаях, когда компания подозревает клиента в мошенничестве. Об этом в кулуарах конференции "Барьер–2017", которая прошла на прошлой неделе в Петербурге, сообщил журналистам вице–президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.

Заемщики клюют на комиссионные. Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса получил в 2017 году в 1,5 раза больше заявок

Заемщики клюют на комиссионные. Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса получил в 2017 году в 1,5 раза больше заявок

920
Александр Пирожков

Сейчас у страховых компаний по закону есть 20 календарных дней на принятие решения о выплате или об отказе в выплате по ОСАГО, но этого срока, как правило, не хватает, чтобы доказать мошенничество, пояснил Ефремов. "Только на запрос ГИБДД, когда нужно подтвердить факт ДТП, иногда уходит до 2 месяцев. А если в течение 20 дней страховщик не принял решение о выплате, у него будут штрафные пени — 1% за день просрочки", — сетует Ефремов. По его словам, если бы у страховщиков была возможность в автоматическом режиме оперативно получить документ ГИБДД, тогда процесс бы ускорялся и необходимости в отсрочке не было бы, но в сегодняшней ситуации страховым компаниям возможность дополнительно провести расследование по ряду ситуаций просто необходима.

Центробанк сомневается

Впрочем, страховщики в случае принятия подобной нормы не должны ею злоупотреблять, говорит Ефремов. Предполагается, что в случаях, когда страховая компания отложила выплату, провела расследование и в итоге не доказала факт мошенничества, она должна будет выплатить клиенту неустойку за эту задержку, пояснил он.

При такой системе страховщики будут оценивать риски по каждому случаю и делать выбор — продолжить расследование, если признаков мошенничества много, или принять решение о выплате, чтобы потом не тратиться на неустойку.

ВСС и Российский союз автостраховщиков (РСА) обсуждали эту инициативу с Центробанком, готового проекта на данный момент нет, все в стадии обсуждения, сообщил Ефремов."Понятно, что страховщики поддерживают инициативу, позицию регулятора я пока не знаю", — говорит Ефремов. Уверенности в том, что проект пройдет, нет из–за социальной напряженности, пояснил он: "Надо понимать, что ОСАГО — это в большей степени социальный проект, он затрагивает большое количество людей".

Страхование жизни может в 2017 году стать крупнейшим сегментом рынка, опередив каско и ОСАГО

Страхование жизни может в 2017 году стать крупнейшим сегментом рынка, опередив каско и ОСАГО

7020
Валерия Лебедева

"Есть мнение профессионального сообщества, которое надо аргументировать. Аргументируют, пришлют, мы это изучим и выскажемся", — прокомментировал инициативу в кулуарах конференции директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. "Фраза "мы не платим, потому что сомневаемся в качестве документов" — нехорошая с точки зрения потребителя", — добавил он.

Баланс интересов

"С точки зрения страхового рынка инициатива положительная — за 20 календарных дней страховщик успевает провести только необходимые процедуры для оформления страховой выплаты. Проверить подозрения на мошенничество, а тем более получить доказательства факта мошенничества в такой сжатый срок нереально", — комментирует Владимир Тарасов, вице–президент группы "Ренессанс страхование".

"Вместе с тем есть понимание и позиции Банка России, в случае внедрения подобной практики необходимо соблюсти баланс интересов потерпевшего и страховщика и не допустить злоупотребления возможностью дополнительной отсрочки страховой выплаты со стороны страховщика в нарушение интересов потерпевших", — говорит Тарасов. Сделать это, по его словам, достаточно сложно, так как схемы мошенничества в автостраховании постоянно совершенствуются, зафиксировать на законодательном уровне все признаки подозрительных обращений за страховыми выплатами невозможно.

"На мой взгляд, более действенным методом являлось бы не приостановление страховой выплаты как некая локальная мера, а комплексный подход к борьбе с мошенниками, основанный на принципе неотвратимости наказания за совершенное преступление", — добавил Владимир Тарасов.

Точных показателей, отражающих потери страховых компаний из–за мошенничества в автостраховании, нет, говорит председатель комитета по автострахованию Союза страховщиков Петербурга Александр Баклушин. По его оценке, в Петербурге до 10% объема выплат страховщиков по каско и до 40% выплат по ОСАГО приходится на мошенников. При этом по каско тренд положительный, случаев мошенничества становится меньше, а вот объем выплат мошенникам по ОСАГО, наоборот, растет, оценил Баклушин.

Убыточность обязательного страхования автогражданской ответственности что в России, что на Северо–Западе буквально зашкаливает. По стране в целом она давно перехлестнула за 100% и более. На практике страховые компании уже давно оплачивают убытки клиентов из своего кармана. Предотвратить мошенничество такой подход не помогает. Ведь мошенники уже совершили правонарушение, имитировав ДТП и обратившись к страховщику за "выплатой". А вот такая мера, как замораживание выплаты, может быть полезна для пресечения подобных преступлений.
Юрий Нехайчук
официальный представитель "АльфаСтрахования"
Мы эту инициативу поддерживаем, тем более что это обычная европейская практика. В случае признаков мошенничества требуются дополнительные исследования, экспертизы — за 20 дней провести этот комплекс мероприятий невозможно. Помочь в борьбе с мошенниками в некоторой степени могло бы возмещение ущерба в натуральной форме, но не в том виде, как оно было принято. Сейчас слишком много ограничений, и станции техобслуживания не горят желанием этим заниматься. Также не утверждены нормы качества, что создает простор для мошенников.
Виталий Княгиничев
директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах"
Новости партнеров
Реклама