Наш паровоз быстрей пока не полетит

 Развитие живительного для экономики России высокоскоростного движения откладывается на неопределенный срок. Дефицит бюджетных средств не позволяет начать строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов на форуме "Транспортная неделя", состоявшемся в столице в начале месяца.

Александр Сологуб, редактор:
По оценке министра, на ВСМ нужно 1,5 трлн рублей. В бюджете на это не предусмотрено ни рубля, а модель для привлечения частных инвесторов не разработана, посетовал министр.
Двумя месяцами ранее на совещании у вице–премьера правительства РФ Аркадия Дворковича было решено сократить протяженность магистрали с 770 до 172 км, то есть протянуть ее от столицы до Владимира. Становится все очевиднее, что ускорение железнодорожного сообщения, которое выгодно и самой железнодорожной монополии, и стране в целом, скорее всего, в обозримой перспективе останется на бумаге.
А ведь еще совсем недавно Александр Мишарин, первый замглавы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), обнадеживал, что строительство ВСМ начнется уже в 2018 году. Также сообщалось, что Китай собирается выделить на этот проект около 500 млрд рублей. Из них 400 млрд рублей в виде кредита сроком на 20 лет, а 100 млрд рублей внести в уставный капитал специальной проектной организации. Китайцы рассматривали участок железной дороги Москва — Казань как часть проекта "Шелковый путь", который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.
Затухание амбициозного проекта может стать очередным поводом для недовольства президента РФ Владимира Путина, который уже объявил Максиму Соколову о неполном служебном соответствии в связи с ситуацией с авиакомпанией "ВИМ–Авиа". Понятно, что Соколов не распоряжается финансами, но он недостаточно активно лоббирует проекты, которые могут ускорить экономический рост, а его ускорение — это чуть ли не первоочередная задача, которую перед правительством ставит глава государства.
Создание ВСМ может подтолкнуть экономику. Во всяком случае, в РЖД социально–экономический эффект от появления высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой оценивали в 2,2 трлн рублей. Он включает в себя увеличение прибыли предприятий, рост доходов населения (было создано около 40 тыс. рабочих мест).
Более того, ускорение железнодорожного сообщения позволило бы объединить города, региональные центры в крупные агломерации, темп прироста экономики которых вдвое опережает средние темпы прироста экономики по стране. Опираясь на этот экономический феномен, околокремлевский стратег Алексей Кудрин говорит о необходимости создания в России четырех–пяти, а лучше 10 агломераций за счет ускорения железнодорожного движения, что резко повысит миграцию населения.
Пока ВСМ в России всего две: Москва — Петербург и Петербург — Хельсинки. А вот наши финские партнеры охотно извлекают выгоду из российских скоростных поездов. Они связали железную дорогу с аэропортом Хельсинки и наращивают пассажиропоток за счет россиян, которым нередко выгоднее и удобнее лететь в Америку или Азию через столицу Финляндии.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП " .