Первая мебельная фабрика за 2 года откроет в России 300 собственных и франчайзинговых мебельных салонов

Автор фото: Ермохин Сергей
Гендиректор и совладелец Первой мебельной фабрики Александр Шестаков намерен увеличить выручку компании на 30% за счет расширения сети мебельных магазинов.

Первая мебельная фабрика почти в 10 раз расширит свою фирменную сеть благодаря открытию 250 франчайзинговых и 50 собственных магазинов в регионах России.

Первая мебельная фабрика (ПМФ) Александра Шестакова (84–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2017, состояние — 11 млрд рублей) до 2020 года откроет в России 300 собственных и франчайзинговых точек продаж. Инвестиции составят 250–300 млн рублей. По оценке Александра Шестакова, расширение фирменной торговли позволит фабрике увеличить выручку в 2018 году на 30%. В текущем году по сравнению с 2016–м (тогда выручка составила 1,3 млрд рублей) она прирастает такими же темпами — благодаря запуску нового совместного предприятия с германским мебельным концерном Alno инвестиции в его создание составили 50 млн евро.

Мебельная франшиза

Около 250 новых точек будут франчайзинговыми, в открытие каждой потребуется инвестировать 500–700 тыс. рублей. Открытие собственных мебельных салонов ПМФ потребует вложений в размере около 2,5 млн рублей для каждого. Свои салоны предприятие намерено создавать в городах–миллионниках. В остальных будут запущены магазины–франчайзи.
Срок окупаемости инвестиций — 8–10 месяцев. Помимо кухонь салоны будут продавать офисную мебель, которую ПМФ начала серийно выпускать в 2017 году. Сейчас у ПМФ 34 торговые точки в разных городах России, из них 19 — в Петербурге.
"Логистикой займется компания "Юлмарт". Надеюсь, у нее вскоре нормализуется ситуация (совладелец "Юлмарта" Дмитрий Костыгин находится под домашним арестом, его обвиняют в мошенничестве в сфере кредитования. — Ред.). У "Юлмарта" широкий охват и большой опыт в организации сбыта в масштабах страны", — говорит Александр Шестаков. По его оценке, расширение географии сбыта даст ПМФ рост выручки на 500–700 млн рублей в год.

Борьба за рынок

Российский рынок мебели восстанавливается после кризисного падения: в 2015–2016 годах объем производства снизился на 25%, а в 2017–м вырос на 8%.
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП), в 2016 году в стране было продано мебели на сумму 361 млрд рублей, из них 156 млрд — доля отечественных производителей.
Один из способов нарастить продажи для российских фабрик — торговля по франшизе. По такому пути в 2016 году пошел один из мебельных лидеров — фабрика "Мария". Она стала открывать в российских регионах франчайзинговые точки по продаже демократичных кухонь под брендом "Едим дома!". Сейчас у нее свыше 250 франчайзинговых и около 100 собственных магазинов в 165 городах России, торгующих мебелью разных ценовых категорий. Франчайзинг позволяет быстро осваивать новые рынки и обеспечить присутствие бренда в регионах, так как времени и денег на открытие магазинов–франчайзи нужно существенно меньше, отмечают в компании "Мария". Рассчитывают фабрики и на госзакупки. В сентябре правительство РФ ввело двухлетние ограничения на поставку импортной мебели для госнужд, что, по оценке АПМДП, позволит промышленникам России увеличить объемы производства на 20%.
Борьба за госконтракты на сократившемся рынке приводит к конфликтам среди производителей. Так, осенью в Петербурге компания "Севзапмебель" (СЗМ) опротестовала результаты конкурса на меблировку офисного центра "Невская ратуша", куда переезжает часть подразделений Смольного. Победителем признана ПМФ, она изготовит мебели на 400 млн рублей. Глава СЗМ Юрий Саркисян утверждает, что условия конкурса были прописаны под конкретного поставщика. В Смольном эти обвинения опровергают. Параметры мебели в заявках проигравших соискателей не соответствуют указанным в конкурсной документации, пояснили итоги конкурса в Смольном.