Компания Telegram Messenger LLP оспорила в Верховном суде РФ приказ ФСБ об утверждении порядка представления организаторами распространения информации в сети Интернет данных, необходимых для декодирования электронных сообщений пользователей сети. В административном иске компания просит суд признать приказ недействующим. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на юриста из организации "Агора" Рамиля Ахметгалиева, представляющего Telegram в процессе.
Ахметгалиев пояснил, что к приказу есть три претензии. По его словам, ФСБ не уполномочена устанавливать порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети Интернет с госорганами, а федеральный закон о хранении, исполнении и передаче информации (известный как закон Яровой), на который ссылается спецслужба, все еще обсуждается в кабинете министров. Кроме того, приказ был издан 19 июля 2016 года, а поправки из пакета Яровой вступили в силу на следующий день, 20 июля. Юрист обращает внимание на то, что проект закона не прошел стадию общественного обсуждения, при этом поправки, которые ФСБ хочет в него внести, уже опубликованы на сайте для размещения информации о подготовке правовых актов. Помимо прочего, порядок, который устанавливает спорный приказ ФСБ, позволяет силовикам получать доступ к сведениям, составляющим тайну переписки, в досудебном порядке. В этом приказ противоречит Уголовно-процессуальному кодексу и закону об оперативно-разыскной деятельности, где указано, что следить за перепиской граждан можно лишь на основании судебного решения при производстве по уголовным делам о преступлениях не менее чем средней тяжести.
В октябре мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал мессенджер на 800 тыс. рублей за отказ предоставить ФСБ ключи для декодирования переписки пользователей, признав компанию виновной в неисполнении федерального закона о хранении, исполнении и передаче информации. Представители Telegram подали апелляцию на это решение в Мещанский суд Москвы. До этого глава Роскомнадзора Александр Жаров требовал у владельца мессенджера Павла Дурова предоставить информацию, необходимую для включения в реестр распространителей информации. После долгих споров и угроз блокировки Дуров предоставил информацию, но заявил, что сотрудничать с ФСБ не намерен.