Рекордно низкая для России инфляция — 3% по итогам года — не приводит к росту среднего чека в магазинах. Потребители стараются не тратить, а копить. Но до выборов никто с низкой инфляцией бороться не станет.
В России рекордно замедлились темпы роста цен. Инфляция в РФ в ноябре составила 0,2% после аналогичного показателя в октябре, сообщил во вторник Росстат. За январь-ноябрь 2017 года потребительские цены в РФ выросли на 2,1%.
По убеждению председателя правительства Дмитрия Медведева, рекордно низкая инфляция позволяет выдавать более дешевые кредиты и делает более понятной величиной обесценение денег и платежеспособность валюты. "В этом году у нас будет зафиксирована рекордно низкая инфляция. По всей вероятности, она будет ниже 3%", — рассказал Дмитрий Медведев в ходе программы "Разговор с председателем правительства".
"У нас инфляция планируется где-то 2,5-2,7%. Это говорит о фундаментальных хороших базисных основах российской экономики", — приводит "Вести.Экономика" слова президента РФ Владимира Путина в ходе посещения Челябинского компрессорного завода.
В то же время у низкой инфляции есть свои подводные камни. Если цены не повышаются, потребителям выгоднее копить деньги, а не тратить их. Еще один фактор — покупатели делают меньше покупок, так как завтра товар будет стоить столько же, сколько стоил сегодня. В итоге рентабельность бизнеса снижается. "Низкие темпы инфляции должны в теории подхлестывать покупательский спрос, но они вызваны во многом снижением располагаемых доходов россиян, их покупательской способности. Что приводит в итоге к переходу от потребительской модели использования денежных средств домохозяйствами к накопительной, — говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. — Это, в свою очередь, ведет к снижению спроса, что заставляет продавцов снижать розничные цены, а производителей — отпускные цены. Такая разновидность низкой инфляции никак не способствует успешному экономическому росту".
Действительно, по наблюдениям ретейлеров, до сих пор снижение инфляции не привело к росту среднего чека российских магазинов. Так, по мнению гендиректора сети "Верный" Олега Высоцкого, как повышение цен не отражается на увеличении среднего чека, так и их снижение не сказывается на его росте. "Вопрос не в инфляции, а в росте доходов населения. Количество денег у покупателя ограничено. Как была зарплата 15 тыс. рублей, так и осталась", — констатирует Олег Высоцкий.
Согласен с коллегой совладелец сети "Реалъ" Александр Мышинский. По его наблюдениям, в 2016 году в натуральном выражении потребление падало, но росло в денежном, из-за роста цен. В этом году цены снизились, выручка упала, потребление стабилизировалось, но не выросло.
Игроки рынка полагают, что до выборов президента РФ государство не будет решать проблему низкой инфляции, и выбирая между социальным благополучием россиян, которое обеспечивает инфляция, и развитием экономики, которому низкая инфляция препятствует, государство выбирает первое. "Глобальной экономической стратегии в стране нет, и ее заменой в последние 2 года стала борьба с инфляцией. Очевидно, что до выборов никто не будет менять стратегию, после них — возможно", — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Он убежден, что в экономике нужна золотая середина. "Низкая инфляция не должна быть самоцелью, должно быть развитие экономики, в котором низкая инфляция — это один из факторов наряду с доступными кредитами", — добавляет он.
Версия, что до выборов основное внимание будет уделяться социальным проблемам, а не глобальным аспектам развития экономики, действительно упорно обсуждается на самых разных уровнях, соглашается Алексей Коренев, однако он полагает, что будет выбран средний вариант, который позволит, с одной стороны, удовлетворять насущные потребности граждан (в их числе проблемы с задержками зарплат, индексацией пенсий, обеспечением качественного медицинского обслуживания), и создать предпосылки для послекризисного восстановления экономики темпами, которые могли бы гарантировать устойчивость государства", — ожидает аналитик.
Снижение инфляции за счет падения платежеспособности населения, а не за счет сбалансированного развития всех отраслей экономики, является фактором скорее отрицательным, нежели положительным, подводит итог Алексей Коренев.