Фото: Байгушева Антонина

Тепло от рисунка на кофте. Малый бизнес занял большую часть растущего рынка печати на свитшотах, футболках и кружках

Свитшоты и другие вещи с принтами — от фамилий политиков до личных фотографий — вошли в моду. В итоге рынок ежегодно растет на 30%, и большую его часть занимает малый бизнес.

Рынок печати на свитшотах, футболках и кружках в декабре переживает сезонный подъем — перед Новым годом растут и корпоративные, и частные заказы. Объем рынка в Петербурге участники оценивают не менее чем в 6 млрд рублей. Печать на сувенирах стала популярной уже в конце нулевых, но на этом рынке регулярно открываются новые ниши.

Малый бизнес Ленобласти получил 1,5 млрд рублей

Малый бизнес Ленобласти получил 1,5 млрд рублей

170
Екатерина Фомичева

Сделай сам

Если раньше изображения на одежде и сувенирах заказывали в основном для корпоративных подарков, теперь это активно делают частные покупатели, которые хотят получить уникальную вещь. А также благотворительные организации, фонды, которые таким образом собирают средства на свою работу, футбольные клубы. Музыкантам и художникам такая печать позволила стать малыми предпринимателями: продавать товары с рисунками своего авторства, не тратясь на дизайн и пошив вещей. Вещи с логотипами групп, арт–проектов и даже политиков получили название "мерч" и вошли в моду, а сама печать стала быстрее и проще. Студенты заказывают свитшоты (кофты–толстовки) с логотипами факультетов, пример подают и предприниматели. Например, основатель 1С Борис Нуралиев регулярно носит одежду в фирменных цветах и с логотипом своей компании. В итоге рост рынка "мерча" в натуральном выражении оценивают примерно в 25–30% в год.

Алексей Банников, глава ГК "Фотосклад.ру", развивает бизнес и в сфере печати (центр "Фотка"). Он печатает изображения на кружках, одежде, значках, елочных украшениях. Самый необычный заказ в его опыте — печать фотографии на банке сгущенки. "Рынок печати на товарах растет, сейчас в рознице наибольшим спросом все–таки пользуются сайты–конструкторы, где клиент может сделать макет, свой дизайн. Но это для частных клиентов, корпоративные обращаются напрямую в типографии, где под их требования выполняется заказ", — рассказывает специалист.

Эмилия Манвельян, основательница бренда ART FLASH, рассказывает, что одежду с иллюстрациями охотно покупают туристы, и это может стать подспорьем для петербургских дизайнеров и иллюстраторов. Например, ее компания вместе с петербургской художницей выпустила коллекцию свитшотов и платков с картинами о Петербурге. Компания в таком случае печатает вещи не под конкретный заказ, а для розничной продажи в сувенирных лавках, парках и музеях. Автору рисунков платят гонорар или часть прибыли. "В этой коллекции у нас самые популярные вещи — с принтами "Исаакиевский собор", "Красный мост", — говорит Эмилия Манвельян. — Под заказ одежду с логотипом тоже покупают, чаще всего просят напечатать имя будущего обладателя и красное сердечко". Она соглашается, что преимущество на рынке есть у компаний, которые дают возможность сделать заказ полностью онлайн, без поездок в офис и работы с дизайнером. "Накануне праздника люди заняты, ценится каждая минута", — поясняет она.

Шелк или цифра

В Петербурге более 500 компаний, которые печатают изображения на свитшотах, кружках и др. Большую часть одежды и сувениров закупают в США или Китае. Есть несколько российских производителей, но и они приобретают ткани для пошива за рубежом. Большинство игроков рынка — малые компании с выручкой несколько десятков миллионов рублей в год. Среди них Whale Studio, Winpix, UniFashion, "Артишок" и др. Конкуренция на рынке активная, и фирмы ищут свою нишу: одни ориентируются на художников, другие — на розничные покупки в подарок семье и др. В компании "Доброе утро", которая печатает картинки на одежде, рассказывают, что расходные материалы производят пока только за рубежом — в Италии, Франции. Текстиль и сувенирку можно найти и в России, а футболки часто могут быть турецкими. "Корпоративные, оптовые заказы превалируют, прибыль максимальна именно при большом объеме, — говорят в компании. — А в секторе частных заказов часто печатают "имя+цифры" во всю спину, реже — что–то связанное с религией, субкультурами, и даже мемы из Сети".

Программа поддержки малого бизнеса получит модернизацию

Программа поддержки малого бизнеса получит модернизацию

621
Лилия Агаркова

Коммерческий директор LAST REBEL MERCH Илья Южный рассказывает, что его компания покупает материалы у крупной американской фирмы, которая поставляет одежду под печать (от балахонов до носков) по всему миру. Он поясняет, что оптовые фирмы обычно выбирают известного поставщика, заказчики часто с ним уже знакомы. "Это вызывает больше доверия, чем "ноунейм", и у крупных игроков всегда хорошее соотношение цены и качества. Да, есть вещи, которые лучше и приятнее на ощупь, но они сделали бы бизнес невыгодным", — рассказывает предприниматель. Его фирма производит в основном атрибутику для музыкальных групп тиражом от 20 до 500 экземпляров. Печатают их методом шелкографии. "Вообще основных методов два: шелкография и цифровая печать. Первая качественнее, но дешевле она становится только в партиях от 10 штук, — говорит Илья Южный. — А вторая — цифровая печать чуть более низкого качества, но зато позволяет через 15 минут после заказа выдать человеку вещь с рисунком, который он принес".

Группа {родина} стала печатать "мерч" только в этом году, хотя сама идея изготовления одежды появилась в 2013 году, во время одного из перформансов в формате фешен–шоу, где мы делали полицейскую форму из мусора. У нас пока одна серия — футболки и свитшоты, имитирующие форму охранников, но с надписью "Анархо" ("охрана" наоборот). Заработать на этом много не получается, и обороты у нас небольшие. Пока главное — не уйти в минус. К тому же часть вырученных средств идет на благотворительность. Вообще, смысл изготовления одежды для нас в том, чтобы художественный жест продолжался не только в галереях, но и в повседневной жизни.
Максим Евстропов
участник арт–группы {родина}
Наша компания работает на стыке сувенирного и модного рынков, мы производим в том числе несколько моделей свитшотов с авторским дизайном. В основе всей концепции нашей компании силуэт матрешки, и вещи мы делаем тоже с матрешками, позиционируем свою продукцию как сувениры. То, что свитшоты сейчас в моде, очевидно, и это, конечно, повышает спрос. Я окончательно убедилась в том, что это серьезный тренд, когда у нас начали регулярно покупать свитшоты не только в качестве сувенира из Петербурга или в подарок кому–нибудь, но и просто для себя, как обычную одежду для повседневной носки.
Наталья Ларченко
владелица компании Matryoshka
Марина Васильева Все статьи автора
6 декабря 2017, 01:11 1343
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама