Тепло от рисунка на кофте. Малый бизнес занял большую часть растущего рынка печати на свитшотах, футболках и кружках

Автор фото: Байгушева Антонина
Автор фото: Байгушева Антонина

Свитшоты и другие вещи с принтами — от фамилий политиков до личных фотографий — вошли в моду. В итоге рынок ежегодно растет на 30%, и большую его часть занимает малый бизнес.

Рынок печати на свитшотах, футболках и кружках в декабре переживает сезонный подъем — перед Новым годом растут и корпоративные, и частные заказы. Объем рынка в Петербурге участники оценивают не менее чем в 6 млрд рублей. Печать на сувенирах стала популярной уже в конце нулевых, но на этом рынке регулярно открываются новые ниши.

Сделай сам

Если раньше изображения на одежде и сувенирах заказывали в основном для корпоративных подарков, теперь это активно делают частные покупатели, которые хотят получить уникальную вещь. А также благотворительные организации, фонды, которые таким образом собирают средства на свою работу, футбольные клубы. Музыкантам и художникам такая печать позволила стать малыми предпринимателями: продавать товары с рисунками своего авторства, не тратясь на дизайн и пошив вещей. Вещи с логотипами групп, арт–проектов и даже политиков получили название "мерч" и вошли в моду, а сама печать стала быстрее и проще. Студенты заказывают свитшоты (кофты–толстовки) с логотипами факультетов, пример подают и предприниматели. Например, основатель 1С Борис Нуралиев регулярно носит одежду в фирменных цветах и с логотипом своей компании. В итоге рост рынка "мерча" в натуральном выражении оценивают примерно в 25–30% в год.
Алексей Банников, глава ГК "Фотосклад.ру", развивает бизнес и в сфере печати (центр "Фотка"). Он печатает изображения на кружках, одежде, значках, елочных украшениях. Самый необычный заказ в его опыте — печать фотографии на банке сгущенки. "Рынок печати на товарах растет, сейчас в рознице наибольшим спросом все–таки пользуются сайты–конструкторы, где клиент может сделать макет, свой дизайн. Но это для частных клиентов, корпоративные обращаются напрямую в типографии, где под их требования выполняется заказ", — рассказывает специалист.
Эмилия Манвельян, основательница бренда ART FLASH, рассказывает, что одежду с иллюстрациями охотно покупают туристы, и это может стать подспорьем для петербургских дизайнеров и иллюстраторов. Например, ее компания вместе с петербургской художницей выпустила коллекцию свитшотов и платков с картинами о Петербурге. Компания в таком случае печатает вещи не под конкретный заказ, а для розничной продажи в сувенирных лавках, парках и музеях. Автору рисунков платят гонорар или часть прибыли. "В этой коллекции у нас самые популярные вещи — с принтами "Исаакиевский собор", "Красный мост", — говорит Эмилия Манвельян. — Под заказ одежду с логотипом тоже покупают, чаще всего просят напечатать имя будущего обладателя и красное сердечко". Она соглашается, что преимущество на рынке есть у компаний, которые дают возможность сделать заказ полностью онлайн, без поездок в офис и работы с дизайнером. "Накануне праздника люди заняты, ценится каждая минута", — поясняет она.

Шелк или цифра

В Петербурге более 500 компаний, которые печатают изображения на свитшотах, кружках и др. Большую часть одежды и сувениров закупают в США или Китае. Есть несколько российских производителей, но и они приобретают ткани для пошива за рубежом. Большинство игроков рынка — малые компании с выручкой несколько десятков миллионов рублей в год. Среди них Whale Studio, Winpix, UniFashion, "Артишок" и др. Конкуренция на рынке активная, и фирмы ищут свою нишу: одни ориентируются на художников, другие — на розничные покупки в подарок семье и др. В компании "Доброе утро", которая печатает картинки на одежде, рассказывают, что расходные материалы производят пока только за рубежом — в Италии, Франции. Текстиль и сувенирку можно найти и в России, а футболки часто могут быть турецкими. "Корпоративные, оптовые заказы превалируют, прибыль максимальна именно при большом объеме, — говорят в компании. — А в секторе частных заказов часто печатают "имя+цифры" во всю спину, реже — что–то связанное с религией, субкультурами, и даже мемы из Сети".
Коммерческий директор LAST REBEL MERCH Илья Южный рассказывает, что его компания покупает материалы у крупной американской фирмы, которая поставляет одежду под печать (от балахонов до носков) по всему миру. Он поясняет, что оптовые фирмы обычно выбирают известного поставщика, заказчики часто с ним уже знакомы. "Это вызывает больше доверия, чем "ноунейм", и у крупных игроков всегда хорошее соотношение цены и качества. Да, есть вещи, которые лучше и приятнее на ощупь, но они сделали бы бизнес невыгодным", — рассказывает предприниматель. Его фирма производит в основном атрибутику для музыкальных групп тиражом от 20 до 500 экземпляров. Печатают их методом шелкографии. "Вообще основных методов два: шелкография и цифровая печать. Первая качественнее, но дешевле она становится только в партиях от 10 штук, — говорит Илья Южный. — А вторая — цифровая печать чуть более низкого качества, но зато позволяет через 15 минут после заказа выдать человеку вещь с рисунком, который он принес".
Группа {родина} стала печатать "мерч" только в этом году, хотя сама идея изготовления одежды появилась в 2013 году, во время одного из перформансов в формате фешен–шоу, где мы делали полицейскую форму из мусора. У нас пока одна серия — футболки и свитшоты, имитирующие форму охранников, но с надписью "Анархо" ("охрана" наоборот). Заработать на этом много не получается, и обороты у нас небольшие. Пока главное — не уйти в минус. К тому же часть вырученных средств идет на благотворительность. Вообще, смысл изготовления одежды для нас в том, чтобы художественный жест продолжался не только в галереях, но и в повседневной жизни.
Максим Евстропов
участник арт–группы {родина}
Наша компания работает на стыке сувенирного и модного рынков, мы производим в том числе несколько моделей свитшотов с авторским дизайном. В основе всей концепции нашей компании силуэт матрешки, и вещи мы делаем тоже с матрешками, позиционируем свою продукцию как сувениры. То, что свитшоты сейчас в моде, очевидно, и это, конечно, повышает спрос. Я окончательно убедилась в том, что это серьезный тренд, когда у нас начали регулярно покупать свитшоты не только в качестве сувенира из Петербурга или в подарок кому–нибудь, но и просто для себя, как обычную одежду для повседневной носки.
Наталья Ларченко
владелица компании Matryoshka