Слоган свыше: как в рекламе используют религиозную тематику

Автор фото: ИТАР-ТАСС

За использование молитвы в рекламе МФО оштрафовали на 100 тыс. рублей. В скандальные истории попадали и другие компании, решившиеся на эксперименты с религиозной тематикой.

Микрофинансовую организацию в Челябинске оштрафовали на 100 тыс. рублей за использование в рекламе собственных услуг молитвы "Отче наш" и образа Иисуса. Антимонопольная служба пришла к выводу, что такое продвижение может задеть чувства верующих. Казалось бы, опыт не одного десятилетия уже показал всем, что эксперименты с монетизацией религиозных образов ничем хорошим не заканчиваются, но маркетологи все равно упорно пытаются использовать эту тему в рекламных сообщениях вновь и вновь. На практике такие попытки все чаще превращаются в погоню за наиболее громким скандалом.

Знакомый сюжет

Более десятилетия назад французский бренд Marithe et Francois Girbaud решил использовать еще не столь заезженный маркетологами прием и рассадил моделей, снимавшихся для рекламного баннера, по схеме Тайной вечери. На плакатах были изображены только девушки, в том числе и на месте, которое на оригинальной картине занимает Иисус Христос, также расположилась молодая женщина. Представителей католической церкви такое заигрывание с религией сильно возмутило, они подали в суд и выиграли процесс. Несмотря на попытки компании объясниться, суд постановил изъять рекламу в течение 3 дней. Скандальная кампания бренда была запрещена в трех странах, а 8 лет спустя под петицию о принудительной ликвидации попал и сам производитель одежды.
Жертвой не менее скандальной истории в 2012 году оказался производитель энергетического напитка Red Bull. Накануне Пасхи компания выпустила в ЮАР рекламный ролик, где Иисус ходил по воде, а апостолы предполагали, что такая способность появилась у него благодаря напитку. Католическая церковь назвала рекламу недопустимой, а также призвала верующих в знак протеста отказаться от употребления энергетического напитка. В Red Bull заявили, что не хотели никого оскорбить, а лишь использовали хорошо известный и узнаваемый библейский сюжет. Рекламу тем не менее все равно сняли с эфира всего через день после выхода.

Максимально оскорбительно

В надежде создать актуальную рекламу компании часто умудрялись оскорбить представителей самых разных конфессий, но, пожалуй, абсолютный рекорд в этом вопросе поставил австралийский производитель мяса Meat & Livestock Australia. Не так давно компания запустила рекламный ролик, в котором изобразила различных божеств и религиозных лидеров за одним столом, поедающими мясо. "Это мясо, которое все мы можем есть", — заявляли герои рекламного видео.
В компании утверждали, что ролик стал результатом обширных исследований и оскорбить, разумеется, никого не пытались, но видео не понравилось представителям сразу нескольких религий. Так, индуисты заявили, что над их чувствами поиздевались, а в исламском сообществе отметили, что реклама пересекла грань допустимого.

Оскорбляться или нет

В России производители рекламного контента в последнее время проявляют большую осторожность в своих экспериментах и к религиозной тематике стараются лишний раз не обращаться. Правда, в регионах все-таки время от времени проскальзывают попытки использовать эту тему. Бывает и такое, что религиозный контекст появляется вокруг рекламы не по задумке маркетологов. Так, например, в Саратове на рекламу боулинг-центра с изображением девушки в мини юбке УФАС обратило внимание в том числе и из-за близкого расположения к храму. В ведомстве предположили, что такое соседство может оскорбить верующих, и признали рекламу ненадлежащей. А вот в Омске в 2011 году к рекламе коттеджного поселка со слоганом "Покупайте землю, Бог ее больше не производит" решили проявить куда меньшую суровость. Региональное УФАС тогда обратилось за советом к пользователям Сети и провело опрос на предмет того, оскорбляет ли последних рекламное сообщение. Большинство опрошенных решили, что нет.