01:0029 ноября 201701:00
18459просмотров
01:0029 ноября 2017
Пока основная масса ретейлеров ждет роста потребительской активности, магазины нижнего ценового сегмента расширяются. В городе начали работу "Китай–город–2" и "Народный–2".
Надежды ретейлеров на скорое восстановление рынка после кризиса конца 2014 года не оправдались. Потребители до сих пор тратят крайне осмотрительно, и уже непонятно, по какой причине — из–за бедности населения или экономия прочно вошла в привычку. Поводов для оптимизма немного. Например, реальные денежные доходы петербуржцев сокращаются второй год подряд. Согласно данным "Петростата", в январе–сентябре 2017 года снижение составило 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Напрямую с фабрик Китая
Крупнейшие ретейлеры обратили внимание на экономных покупателей и решили предложить им подходящий формат. Собственник и оператор торговых комплексов "Адамант" еще в прошлом году переоборудовал встроенный паркинг ТК "Призма" на Выборгском шоссе в полноценное торговое пространство. Компания назвала его "Китай–город" и в качестве арендаторов пригласила продавцов китайских товаров. Проект в "Адаманте" называют успешным, поясняя, что он уверенно занял свою нишу на рынке.
Читайте также:
Торговля
"Сезону" на Пионерской ищут новое помещение
В этом году девелопер принял решение о тиражировании проекта — аналогичным образом было переоборудовано торговое пространство на втором этаже ТРК "Континент" на Бухарестской.
Площадь торговой галереи там составляет 7 тыс. м2. Проект начал работу в ноябре. Как сообщили в компании, в "Китай–городе" нет привычных сетевых магазинов, в торговой зоне представлены производители и поставщики товаров из Китая, которые предлагают товары напрямую с фабрик.
"Результатом последних нескольких лет, сложных в экономическом плане, стало смещение потребительских предпочтений в сторону экономсегмента, основным инструментом для привлечения покупателей стали скидки и распродажи, — комментирует пресс–служба "Адаманта". — Проект "Китай–город" отвечает этой задаче, его аудитория — люди, которые интересуются товарами по низким ценам, но при этом хотят совершать покупки в комфортных цивилизованных условиях".
На вопрос о возможной реконцепции и других комплексов "Адаманта" (компания управляет 22 комплексами в Петербурге, еще два строятся) в пресс–службе девелопера сообщили, что при наличии потенциала для такого формата возможно и дальнейшее расширение проекта "Китай–город", но пока об этом рано говорить.
Время для расширения
В разгар кризиса экономсегмент активно развивается и в продовольственной торговле.
Так, после 20 лет работы на рынке Петербурга ТК "Народный" открыл второй универсам. Магазин возле станции метро "Проспект Просвещения" начал работу в октябре. Для этого структуры собственника ТК "Народный" Эскандера Куртбединова купили здание развлекательного центра MazaPark площадью около 13 тыс. м2, где универсам занял первый этаж площадью 4 тыс. м2.
Активно расширяется в кризис сеть магазинов экономсегмента "Семишагофф". Согласно информации в официальной группе ретейлера в социальных сетях, сейчас в Петербурге и области сеть насчитывает 75 точек. Для сравнения: 2 года назад их было 50.
До 2012 года магазины работали под брендом "Семь шагов", тогда в городе работали 22 торговые точки. Сеть специализируется на товарах низкого ценового сегмента, что позволяет ей активно расширяться в условиях падения покупательной способности.
Давление Китая
Непродовольственный сегмент ощущает давление кризиса в большей степени, чем продовольственный. На рынок Петербурга в этом году вышел крупнейший ретейлер распродаж в сегменте товаров для дома "Галамарт". В Colliers указывают, что первый магазин сети площадью 430 м2 был открыт в ТРЦ "РИО". В течение года сеть пополнилась еще двумя точками — в ТРК "Международный" (площадью более 600 м2) и ТРК "Меркурий" (395 м2).
Желание потребителей экономить привело к стремительному росту популярности Aliexpress. Ожидаемый объем посылок из–за рубежа по итогам 2017 года — 500 млн штук, отмечают в АКИТ. Благодаря запуску площадки Tmall в течение 2 лет Alibaba group может занять не менее 45% российского рынка, полагают в АКИТ. Для сравнения: прогнозируемый объем рынка интернет–торговли по итогам 2017 года — 1,15 трлн рублей, из них 37% — доля всей трансграничной торговли.
По данным АКИТ, лидеры по популярности среди покупателей — товары средней стоимостью 700 рублей. По итогам распродажи "11.11" самой популярной категорией товаров на Aliexpress стала электроника, отчитался китайский ретейлер, пять наиболее популярных товаров были именно из этой категории: электрическая зубная щетка Oral–B, ноутбук Lenovo, а также смартфон Samsung Galaxy A5.
Богатые тоже растут
Однако ставить крест на более дорогих сегментах рано. "Безусловно, в ряде случаев покупатели готовы ехать на другой конец города ради заманчивых скидок и распродаж. Однако не сказал бы, что операторы этого сегмента сейчас наиболее активны с точки зрения открытия новых магазинов", — говорит Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers Int. в Петербурге. По его данным, в III квартале активно открывались новые рестораны, продовольственные магазины и бутики. Он напоминает о расширении "Азбуки вкуса", Simple, запуске магазина "Кошер Гурмэ". На главных торговых коридорах города появилось три международных монобрендовых бутика класса премиум: Brunello Cucinelli, Peserico и Brooks Brothers.
“
Мне кажется, перспективы "Китай–города" спорны. Кто–то думает: раз кризис и у людей туго с деньгами, покупатель переключится на дешевые товары. В то же время потребитель понимает: дешевое не всегда качественное. Мы для себя такой путь не рассматривали, запускать магазины более низкого ценового сегмента желания нет. Люди уже поняли, что такое хорошее. Из–за кризиса мы же все не продали иномарки и не пересели на Lada, раз она дешевая. Да, потребители, у которых нет денег, пойдут в такие места, потому что выбора нет. Остальные просто делают покупки там же, где делали, но реже.
Эмин Рустамов
генеральный директор Concept Group
“
Наш формат магазинов "Всенародный" (пять магазинов) специализируется на товарах по очень низким ценам. Мы подбирали специальный ассортимент. Есть покупатели, для которых низкая цена важнее сервиса. В Петербурге проживает множество пенсионеров, трудовых мигрантов, которыми такие форматы продуктовых магазинов востребованы. Формат "Всенародного" мы пока не развиваем, думаем о его дальнейшей судьбе, так как его коммерческие результаты неоднозначны.
Михаил Ломоносов
вице–президент по коммерции холдинга "Продовольственная биржа" ("Полушка", "Лайм")