Несмотря на кризис и низкий спрос, многие ретейлеры готовы открывать новые магазины в Ленобласти. Но их амбиции сдерживает дефицит торговых площадей.
Петербургский розничный рынок — один из самых высококонкурентных в стране. Здесь работают практически все федеральные сети, до недавнего времени активно строились торговые центры, а их арендодатели и 5 млн населения манили к себе все новые розничные компании. О соседней Ленинградской области так сказать пока нельзя. Регион с населением 1,8 млн человек еще не стал столь привлекательным, чтобы ретейлеры инвестировали в торговые объекты. Сказывается низкая плотность населения и, как следствие, недостаток спроса, а также отсутствие нужного количества качественной торговой недвижимости.
Ситуация на рынке не радует
Оборот розничной торговли в 2016 году снизился в большинстве регионов. В Ленобласти по итогам прошлого года он составил 342,6 млрд рублей, показав рост 1,8% к 2015 году. Как полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев, на рынок оказывают влияние общее состояние экономики и снижение платежеспособного спроса со стороны населения. Повлияла на обороты розницы и оптимизация расходов россиян, а также смещение покупательских приоритетов в сторону более дешевых видов продукции.
"На сегодняшний день положение розничной торговли в стране нельзя назвать оптимистичным, в том числе и в Ленинградской области. Доходы потребителей не растут, россияне продолжают экономить на всем, в том числе и на товарах первой необходимости для себя и для своих детей", — полагает начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир" Надежда Киселева.
Тем не менее вопреки кризису многие игроки розничного рынка считают Ленобласть интересной для развития и хотели бы открывать там новые магазины. Но многих сдерживает отсутствие подходящих помещений.
Дефицит площадей
"Ретейл Ленинградской области развивается в соответствии с общими трендами. Однако его развитие сдерживается дефицитом торговой недвижимости", — полагает представитель компании X5 Retail Group. По его словам, торговые центры, являясь одним из популярных инвестиционных объектов, строятся в большинстве случаев под конкретный участок земли, без продуманной концепции, учета трафика и стратегии развития объекта.
Согласны с этим и брокеры. По мнению эксперта рынка недвижимости Екатерины Лапиной, в регионе нет качественных торговых комплексов, а вместо них открываются небольшие ТК общей площадью 10–20 тыс. м2, которые пытаются как можно быстрее заполнить арендаторами, но при этом они не вкладывают дополнительных денежных средств в реализацию концепции. ГК "Детский мир" тоже сталкивается с дефицитом качественных площадей, которые бы отвечали требованиям ретейлера. Тем не менее компания намерена открывать новые магазины в Ленобласти и ищет торговые площадки.
Эксперты говорят, что для строительства больших объектов с расширенной торговой галереей в Ленобласти пока просто недостаточно емкости рынка, поэтому ограниченность предложения — не что иное, как следствие недостатка спроса. В итоге торговые сети, которые все же решили развиваться в Ленобласти, вынуждены арендовать площади в небольших комплексах либо в прикассовой зоне гипермаркетов, объясняет руководитель отдела исследований JLL в Петербурге Владислав Фадеев.
Подгузники и духи
Лидерами по числу торговых объектов в регионе традиционно являются крупные города — Гатчина, Всеволожск, Выборг, Сосновый Бор, Тихвин, Сертолово, Волхов. Сейчас розничная торговля в Ленобласти представлена в большей степени продуктовым ретейлом, львиная доля приходится на небольшие форматы, реже открываются гипермаркеты. Активно развиваются магазины детских товаров, аптеки, магазины парфюмерии и бытовой химии. Наименее заинтересован в Ленобласти фешен–ретейл, так как потребности областных модников удовлетворяют торговые центры "МЕГА" на границе с городом, объясняют в JLL. Также неактивны в Ленобласти сетевые и одиночные современные рестораны и кафе, магазины косметики. Не торопятся открывать отделения в Ленобласти и кредитные учреждения. Исключением является Сбербанк, уточняет Екатерина Лапина.
Товары для дома и ремонта тоже не активно заглядывают в область. Магазины DIY представлены по минимуму, работают крупные сети "Вимос", СТД "Петрович". В "Максидоме" считают областной DIY–рынок перспективным, компания заинтересована в продвижении в этом регионе, но ретейлера смущает плотность населения. "Максидом" — это сеть гипермаркетов, самый маленький из которых — 9 тыс. м2 с ассортиментной матрицей около 70 тыс. товарных позиций. Такой огромный магазин просто не нужен в области, он не будет востребован. Поэтому сегодня мы работаем над оптимизацией формата наших гипермаркетов для небольших городов", — делятся планами в компании.
Как полагают эксперты JLL, потенциал Ленобласти связан прежде всего со строительством кварталов малоэтажной коттеджной застройки и городов–спутников, при которых появятся новые магазины. Помимо того, будут развиваться проекты небольших ретейл–парков с включением продуктового "якоря" и гипермаркетов строительных товаров.