ДМС пошло в рост

Страховщики говорят о выходе из стагнации рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) и надеются на его дальнейший устойчивый рост.

Первое полугодие 2017 года стало для петербургского рынка ДМС переломным. По итогам прошлого года объем сборов рынка ДМС Петербурга составил почти 11 млрд рублей. Уже в январе–июне этот показатель достиг 7,28 млрд рублей, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок ДМС продемонстрировал рост впервые за 2 года, отмечают представители большинства страховых компаний. Ключевыми игроками рынка являются компании "Согаз", "Капитал–полис", "Ренессанс–Страхование", "Альянс Жизнь", "Ресо–Гарантия", "Либерти Страхование" и др.
В структуре добровольных видов страхования в Петербурге на ДМС приходится 21%, при этом 90% договоров добровольного медицинского страхования заключается в корпоративном секторе, оценивает гендиректор СК "Капитал–Полис" Алексей Кузнецов.
По мнению управляющего директора по личному страхованию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Владимира Яковлева, основным фактором развития рынка ДМС стала потребность предприятий в качественных соцпакетах. Директор петербургского филиала "ВТБ Страхование" Кирилл Павлов также говорит о росте заключенных корпоративных контрактов на ДМС.
"Если сравнивать данные за 9 месяцев 2015 и 2017 годов, то мы увидим, что работодатели стали охотнее страховать здоровье сотрудников", — отмечает эксперт. "Работодатели либо увеличивают бюджет на ДМС на 5–10%, либо оставляют его на уровне прошлого года", — говорит Владимир Яковлев.
Крупные петербургские предприятия подтверждают, что ДМС вновь становится правилом хорошего тона для бизнеса. Так, ПАО "Звезда" в 2017 году увеличило объем корпоративного дополнительного медицинского страхования. "Раньше эта практика распространялась только на руководителей, а в этом году впервые внедрена программа, рассчитанная на всех сотрудников", — рассказали на предприятии.
Полисы ДМС есть у каждого работника Первой мебельной фабрики, говорит ее директор Александр Шестаков. Сейчас компания тратит на эти цели около 5 млн рублей в год и не собирается отказываться от страхования. "Медицинское страхование — это важная и очень востребованная в нашей компании часть социального пакета", — поясняет Александр Шестаков.
После нескольких лет стагнации большинство корпоративных клиентов уже завершили программы по сокращению каких–либо услуг. Сейчас компании, желающие сэкономить, лишь пересматривают перечень клиник в пользу более бюджетных вариантов с сохранением качества предоставляемых услуг.
Участники рынка ожидают, что положительные тенденции, наметившиеся в первом полугодии 2017 года, продолжатся. Так, Владимир Яковлев надеется на 15%–ный прирост сборов по ДМС по итогам года в своей компании. По оценкам Кирилла Павлова, в 2017 году рост сборов составит как минимум 7–8%.

Новые драйверы

Участники рынка отмечают новые тренды, возникшие в сфере медицинского страхования в 2017 году, которые в будущем станут драйверами развития этой услуги.
В первую очередь это активное развитие телемедицины, позволяющей обеспечивать пациентов качественными медуслугами без обязательного личного визита в клинику.
Также страховщики начинают использовать услуги компаний — медицинских интеграторов.
"Это некий аналог Uber в вызове врача на дом, который позволяет существенно снизить время ожидания медицинской помощи", — поясняет Владимир Яковлев. Еще одним трендом участники рынка называют переход страховых компаний на электронный документооборот с корпоративными клиентами, в том числе и с помощью интеграции IT–инфраструктур.
Большое распространение могут получить программы ДМС с франшизой. Они позволяют снизить расходы предприятия на ДМС, застраховать большее количество сотрудников и т. д.
Такие программы выгодны для предприятий с ограниченным бюджетом, заключающих договор ДМС впервые, отмечает президент САО "Медэкспресс" Наталия Шумилова.