19:4620 ноября 201719:46
650просмотров
19:4620 ноября 2017
Начавшийся межбанковский обмен черными списками сомнительных клиентов привел к вынужденной массовой перерегистрации попавших туда предпринимателей и компаний. Без этого они зачастую попросту не могут продолжать деятельность, пишет РБК.
Ольга Кириллова, управляющий директор юридической компании Heritage Group:
Хотели как лучше, а получилось как всегда. Рассылка ЦБ так называемых «черных списков» привела к очередному перегибу. Вместо борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, эта система сама в обозримом будущем станет настоящей социальной бомбой, если уже сейчас не принимать действенных мер. И принимать их должен Центробанк, как инициатор механизма. Черные списки в теории должны были стать не причиной для отказа той или иной компании в обслуживании, а сигналом для дополнительной проверки.
Естественно, банкам получившим эти сигналы, не хочется тратить время и другие ресурсы на лишний мониторинг. Им проще отказать предпринимателю по формальной причине, тем самым нанеся, возможно, тяжелый удар бизнесу. Сегодня мы наблюдаем лишь массовую перерегистрацию компаний, попавших в эти черные списки, а уже завтра в судах будет вал исковых заявлений по взысканию убытков с финансовых организаций: замороженный не вовремя счет, отмененные транзакции могут принести существенные убытки предприятию, которые бизнесмен, конечно же, постарается восполнить за счет прямого виновника.
Судя по статистике Росфинмониторинга, речь идет о 460 тысячах «отказников». Представить такое количество судебных тяжб о возмещении убытков сложно. Непонятна с другой стороны и реакция финансовых организаций на инициативу ЦБ. Да, есть рассылка черных списков, которую можно трактовать по-разному, но ведь есть и федеральный закон. Какими законодательными нормами руководствуются банки? Ведь сам Центробанк предупреждал, что информация об отказе в обслуживании клиента или проведении операций в одном банке не обязательно должна становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации. Но перспектива лишиться лицензии из-за «недоработки» слишком мрачна, и в итоге имеем то, что имеем.
Но самое страшное, что ситуация является проблемой «банкиров и бизнесменов» только на первый взгляд. Потрясения бизнеса — от малого до крупного, — непременно скажутся на простых работниках этих предприятий. Для значительной части категорий компаний замораживание оборотных средств на счетах даже на несколько дней чревата огромными финансовыми потерями, вплоть до банкротства. А банкротство — это всегда потеря рабочих мест. Но даже в лучшем случае, деньги, замороженные на счетах предприятий — далеко не всегда оборотные средства, но и, зачастую, — зарплатный фонд. А значит — будут, как минимум, задержки оплаты труда. В условиях и без того тяжелых, когда реальные доходы населения снижаются на протяжении уже рекордного времени, а сокращения рабочих мест продолжаются даже в бюджетных предприятиях, сложно представить более ошибочное решение, чем создание дополнительных проблем бизнесу, причем, зачастую, - на пустом месте. Это несомненно может вызвать резкий рост общей социальной напряженности в стране.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе « Блоги «ДП ».