Готовы выйти на замену. Кто из конкурентов "Юлмарта" претендует на его долю рынка

Автор фото: commons.wikimedia.org

Интернет–ретейлер "Юлмарт" теряет свои позиции, а его долю делят между собой оставшиеся игроки. В условиях роста онлайн–продаж меняются лидеры на рынке, но все они могут не выдержать натиска Aliexpress.

В этом году на рынке бытовой техники и электроники может смениться лидер. Генеральный директор INFOLine Иван Федяков предполагает, что по итогам III квартала торговец DNS, который даже в кризис продолжал открывать магазины, потеснит с первого места "М.видео". В Петербурге тоже происходит ротация игроков. Арест совладельца ГК "Юлмарт" Дмитрия Костыгина, похоже, ослабил позиции компании, за счет чего ее основные конкуренты увеличивают свои доли.

Полюбили китайское

Несмотря на обращение Дмитрия Костыгина с призывом не паниковать, для многих партнеров компании его арест стал последней каплей.
По данным арбитража, с 11 октября к юрлицам "Юлмарта" (НАО "Юлмарт", "Юлмарт РСК", "Юлмарт ПЗК" и другим) поставщики и подрядчики подали более 30 исков на общую сумму около 360 млн рублей. Ранее к компаниям подавали не более шести исков в месяц.
По данным сервиса SimilarWeb, количество посещений сайта ulmart.ru сократилось c 25,3 млн посетителей в январе до 17,3 млн в октябре. Самая низкая посещаемость у ресурса была в сентябре — 16,5 млн посетителей. Для сравнения: посещаемость eldorado.ru выросла с 23,4 млн в январе до 26,6 млн в октябре.
Свои позиции "Юлмарт" сдавал последние 3 года из–за внутренних конфликтов, считает Иван Федяков: "С расширением ассортимента "Юлмарт" не только не стал "Озоном", он перестал быть лидером в своей категории". По его наблюдениям, за счет ослабления "Юлмарта" равномерно растут все игроки на рынке. Его мнение разделяет директор по маркетингу NBCom Group Владимир Дорофеев: "Доля "Юлмарта" распределится среди всех онлайн–игроков на рынке. Появляются новые компании, так как порог входа на онлайн–рынок снизился".
В Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) говорят о растущей конкуренции со стороны Aliexpress: "По результатам года мы ожидаем поступления в Россию не менее 300 млн посылок из–за границы. Судя по итогам распродажи 11 ноября на Aliexpress, это количество может превысить и 500 млн". По ожиданиям АКИТ, в течение 2 лет Alibaba group может занять не менее 45% отечественного рынка.

Цены снижаются

Сейчас в сегменте бытовой техники и электроники лидирует сайт dns–shop (40,8 млн посетителей в октябре), за ним следует mvideo.ru (33 млн). По оценке аналитиков, объем рынка электроники и бытовой техники (с учетом онлайн–продаж) в 2016 году составил 1,3 трлн рублей и по итогам 2017 года снизится примерно на 1,5% в рублях. В 2016 году тройку лидеров возглавляло "М.видео", затем шли DNS, "Эльдорадо" и МediaMarkt. При этом в натуральном выражении рынок онлайн–торговли бытовой техникой и электроникой растет, что объясняется снижением цен, отмечают в АКИТ. Так, "М.видео" за 9 месяцев увеличило продажи на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 157,1 млрд рублей (включая НДС). Интернет–продажи компании за 9 месяцев выросли на 30,3%, до 22,4 млрд рублей. В "М.видео" отмечают оживление покупательского интереса на рынке бытовой техники и электроники. Тем не менее по итогам года "М.видео" может потерять место лидера рынка, уступив его DNS, который продолжает открывать новые и новые магазины. Выручка DNS в прошлом году составила 152 млрд рублей, "М.видео" — 183 млрд рублей. При этом у "М.видео" было 398 магазинов, в то время как у DNS — 1372, подсчитал INFOLine.
"Выход потребителей из кризиса — один из главных факторов, особенно в регионах, — отмечают в АКИТ. — Покупательная способность восстановлена, люди стали тратить накопленные средства".

Занять на телефон

Рост рынка эффективно стимулируют кредитные продукты, говорят участники рынка. Так, высокую динамику в компании "М.видео" связывают с развитием потребительского кредитования и других дополнительных сервисов, что привлекает новых клиентов и повышает эффективность продаж.
Георгий Чуравцов, директор по продажам филиала МТС в Петербурге и Ленобласти, также отметил, что в розничной сети МТС объем онлайн–продаж за год увеличился на 23%, существенно выросли продажи оборудования в кредит. В наибольшей степени рост коснулся смартфонов дороже 40 тыс. рублей. "Доля кредитных смартфонов в этой ценовой категории увеличилась вдвое, до 60%", — говорит Георгий Чуравцов.
За счет старта продаж с беспроцентной рассрочкой интернет–продажи онлайн–магазина NBCom выросли на 45%. "Онлайн–покупки с беспроцентной рассрочкой напрямую от банков сейчас составляют 93–95% всех кредитных продаж в розничной сети", — говорит Владимир Дорофеев. Рост числа покупок в рассрочку он связывает с тем, что покупка чего–то нового для многих людей — способ компенсировать депрессивное настроение из–за сложной экономической ситуации в стране.